Профессор
Кандидат педагогических наук
Рытов Дмитрий Анатольевич в 1991 г. с отличием окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской (в настоящее время — СПбГИК) по специальности: «Культурно–просветительская работа», квалификация: «Культпросветработник, дирижёр оркестра народных инструментов», а в 1994 г. закончил очную аспирантуру Санкт-Петербургской государственной академии культуры и 21.02.1995 защитил диссертационное исследование «Традиции народной инструментальной культуры в организации детского музыкального досуга» (научный руководитель — профессор С. Н. Иконникова, научный консультант — профессор Н. А. Кравцов). Учёная степень кандидата педагогических наук присуждена решением диссертационного совета Санкт-Петербургской государственной академии культуры 21 февраля 1995 г. (протокол № 4) и утверждена Высшей аттестационной комиссией 19 мая 1995 г.
Учёное звание доцента присвоено Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2017 г. № 499/нк.
Рытов Дмитрий Анатольевич — лауреат Премии Президента Российской Федерации, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга-96», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-97» в номинации «За вдохновение и педагогический артистизм», абсолютный победитель XI-го Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».
Д. А. Рытов является лауреатом 5 международных и всероссийских конкурсов, фестивалей, лауреатом межрегионального фестиваля:
Д. А. Рытов подготовил 7 учеников — лауреатов международных конкурсов, 1 ученика — победителя (Гран-При) международного конкурса и 1 ученика — победителя (Гран-При) всероссийского конкурса:
YouTube-канал ансамбля «Этно-Пять»
Д. А. Рытов имеет 40 творческих работ по музыкальному искусству, является членом комиссии Комитета по культуре Санкт-Петербурга по присвоению званий «Народный коллектив любительского художественного творчества» и «Образцовый детский коллектив художественного творчества», членом программного комитета и рецензентом IV Международной научной конференции «Культурно-историческое наследие: сохранение, презентация, оцифровка». Велико Тырново (Болгария). 19-21.04.2018, членом жюри IV Всероссийского с международным участием конкурса-фестиваля «Свирель — инструмент мира, здоровья и радости», а также членом жюри Городского фестиваля-конкурса инструментальных ансамблей «Музыкальная радуга», проводимого Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Дворцом детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга. Записано 3 аудио-диска.
Д. А. Рытов ведёт на высоком профессиональном уровне читает лекционные курсы «Основы народно-инструментальной культуры» и «Музыкальное воспитание детей на традициях народно-инструментальной культуры», проводит занятия по дисциплинам: «Ансамбль», «Камерный ансамбль», «Народные инструменты фольклорной традиции», «Технология изготовления традиционных инструментов», «Расшифровка народных песен и инструментов устной традиции», «Изучение струнных щипковых инструментов», руководит практикой по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, а также практикой по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. На лекциях Д. А. Рытов активно применяет эффективные практико-ориентированные приёмы взаимодействия со студентами, которые позволяют приобретать участникам образовательного процесса универсальные учебные знания и предметные навыки. Активно участвует, читая лекции, в краткосрочной программе повышения квалификации Центра дополнительного профессионального образования СПбГИК, кафедры народных инструментов.
Дмитрий Анатольевич принимает активное участие в решаемых на кафедре учебно–методических вопросах, в обсуждении диссертационных исследований, в подготовке рецензий на дипломные рефераты, в составлении экзаменационных билетов, в проведении научно–практических мероприятий, конференций.
Д. А. Рытов принял активное участие в подготовке и проведении в СПбГИК научно-практической международной конференции «Образование и культура в развивающемся мире» под эгидой Международного культурного форума Санкт-Петербург (25.06.2016), III Всероссийской научно-практической конференции «Культурное пространство России: генезис и трансформации» (секция «Традиционная музыкальная и хореографическая культура народов России». Подсекция: «Инструментальное искусство») (5-6.04. 2018).
Д. А. Рытовым создано и опубликовано 70 научных и приравненных к ним учебно-методических работ, фундаментальных научно-методических трудов, учебников, в том числе под грифом Министерства образования и науки Российской Федерации, а также в рамках государственного задания Министерства культуры Российской Федерации.
В соответствии с действующим стандартом Д. А. Рытовым разработано 4 УМК:
Хочется отметить издание Д. А. Рытовым по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры учебного пособия для студентов бакалавриата; направление 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»; профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты» Санкт-Петербургский государственный институт культуры, факультет искусств, кафедра народных инструментов. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2015 г. – 208 с. (26 п.л.).
Д. А. Рытовым в СПбГИК по направлению 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» разработаны: рабочая программа дисциплины «Основы народно-инструментальной культуры» (для очной и заочной формы обучения), рабочая программа дисциплины «Музыкальное воспитание детей на традициях народно-инструментальной культуры», рабочая программа «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности».
Д. А. Рытовым разработаны два модуля дистанционного учебного видеокурса «Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной организации»: «Игра на детских музыкальных инструментах», «Организация коллективной деятельности на музыкальных занятиях» в проекте Министерства образования и науки Российской Федерации и межвузовской площадки электронного образования «Универсариум».
Д. А. Рытовым создан учебно-методический комплект по музыке для начальной школы (1-4 классы): 24 инновационных образовательных продукта (учебники, электронные учебники, мультимедийные приложения к каждому учебнику, рабочие тетради для обучающихся и нотные хрестоматии, рабочая программа, программа курса, методические пособия для учителя)., который успешно используются в образовательном процессе многих школ, лицеев, гимназий городов Российской Федерации. Учебно-методический комплект прошел соответствующую экспертизу в Российской академии наук, в Российской академии образования, а также — педагогическую и общественную экспертизы и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» (Федеральный перечень учебников). По учебникам музыки Д. А. Рытова учатся дети во многих общеобразовательных организациях России.
Разработанный для общеобразовательных организаций учебно-методический комплект по предмету «Музыка» (для 1-4 классов) направлен на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников, на формированию у детей ценностно-смысловых ориентаций с опорой на наследие народной музыки, русского музыкального искусства, способствующий получению знаний об истории и культуре своего народа; на раскрытие в музыкальной деятельности дидактических возможностей традиционной культуры как процесса трансляции, сохранения и переосмысления ценностей, на формирование устойчивого интереса к национальным традициям, как эффективного механизма этнокультурной идентификации личности, как средства гармонизации межэтнических отношений.
В 2011 г. в издательстве «Композитор» издано учебно-методическое пособие «Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия», имеющее два грифа: «Допущено Экспертным научно–методическим советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» и «Рекомендовано Советом развития образования Ленинградской области для использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях Ленинградской области».
Д. А. Рытов разработал и апробировал программу «Музыкальная народная культура», раскрывающую возможности музыкального воспитания и обучения детей с опорой на традиции русской народной инструментальной культуры. Особая ценность программы заключается в её ориентации на продуктивную творческую деятельность детей, включающую игру на музыкальных инструментах, создание аранжировок и оригинальных произведений, изготовление музыкальных инструментов, что обеспечивается комплексом специальных методик.
Дмитрий Анатольевич разработал и изготовил модель детского оркестра «ДАР», музыкальные инструменты которого (более 50 наименований) дают мощный импульс к раскрытию личностных качеств и возможностей детей, их активного взаимодействия в детском коллективе. Народные музыкальные инструменты, являясь доступным и активным средством приобщения детей к музыкальней деятельности, оказывают многостороннее воздействие на детское художественно-эстетическое воспитание, погружает ребенка в особый мир народной эстетики.
Концептуальная особенность взглядов Д. А. Рытова заключается в понимании процесса музыкального воспитания как необходимого и ключевого момента в жизни ребенка, направленного на самораскрытие и саморазвитие ребенка через включение в активную созидательную деятельность.
Научные труды Д. А. Рытова носят не только глубокий методологический, но и большой практико-ориентированный характер, имеют высокую степень внедрения в образовательное пространство Санкт-Петербурга и Российской Федерации. Все работы Д. А. Рытова выстроены в единой трехуровневой парадигме обеспечения образовательного и учебно-методического процесса субъектов общеобразовательных организаций, средних специальных учебных заведений и вузов: ребенка — подготовки студента — повышения квалификации, переподготовки педагогического работника.
Д. А. Рытов регулярно проводит авторские семинары, мастер-классы, вебинары, участвует в научно-практических конференциях, проводит просветительские мероприятия для детей, активно делится своим опытом работы через проведение мероприятий в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, в Ленинградском областном институте развития образования, а также в различных городах Российской Федерации (Москва, Челябинск, Магнитогорск, Петрозаводск, Выборг, Белгород, Старый Оскол, Ярославль, Смоленск, Брянск, Улан-Удэ и др.) и за её пределами.
Наличие премий, призов и иных наград:
Преподаваемые дисциплины:
Повышение квалификации за последние 5 лет:
Общий трудовой стаж: 28 лет.
Педагогический стаж: 10 лет.