08.12.2022
Институт

Путешествие в Алеховщину: «Оятская керамика» - традиция и современность

В рамках реализации общественно-значимого мероприятия «Формы презентации культурного наследия и культурных событий в цифровую эпоху» федерального проекта «Творческие люди» директор ЦНОиПК СПбГИК Попов Алексей Влпдимирович 28 ноября 2022 посетил МКУ «Лодейнопольский центр ремёсел». Целью поездки было изучение истории и современного состояния традиционного народного промысла «Оятской керамики» (село Алеховщина Лодейнопольского района).

Село Алеховщина находится в центральной части района на реке Оять, в пересечении двух дорог (Лодейное Поле - Чудово). Этот район с давнего времени славиться своим гончарным промыслом, благодаря неиссякаемым залежам высококачественной красной и жёлтой глины по берегам реки Оять, от сюда и название «Оятская керамика».

Народ – вепсы, которые издревле заселяли эти территории, использовали то, что давали им природа в своем быту, в том числе и глину, из которой они делали посуду. Позже этот промысел был широко развит и приобрел промышленный характер. Изделия «Оятской керамики» в прошлые века и в настоящее время пользовалась и пользуется популярностью не только в России, но и за рубежом.

В целях сохранения и развития традиций оятских мастеров в 1969 году был создан Алёховщинский цех керамических изделий в составе Ленинградского областного объединения народных промыслов. Керамический промысел был представлен одним гончарным цехом в поселке Алеховщина Лодейнопольского района и двумя цехами по выпуску майолики — в поселке Померанье Тосненского района и в Лодейном Поле.

Гончарный цех в Алёховщине являлся единственным в области гончарным центром, работавшим на местном сырье и сохранявшим, за незначительным исключением, технологические приемы изготовления и специфику художественного оформления керамики: формы и способ нанесения традиционного вепского орнамента (один из древнейших способов росписи). Следует отметить, что изделия создаваемые оятскими мастерами очень функциональны, что делает эту керамику весьма востребованной.

В 1990-е годы гончарный цех — ООО «Оятская керамика», как и многие другие промыслы, вынужден был выживать в условиях рыночной экономики. На базе этого предприятия в 1991 году было создано малое государственное предприятие, МГП «Оятская керамика», ставшее с 1992 году ТОО, а с 1999 года — ООО «Оятская керамика». Работа продолжалась до 2004 года, когда цех был уничтожен пожаром.

Мастера с многолетним опытом работы на гончарном круге, владеющие всеми видами ангобной росписи, перешли работать в центр возрождения ремёсел, созданный в 2002 году. В настоящее время центр входит в состав муниципального казенного учреждения «Лодейнопольский центр ремесел», в штате трудятся всего в 7 человек.

Немногочисленная команда мастеров старательно собирают и воссоздают утраченное, чтобы не исчезли старинные традиции оятского народного гончарного искусства, проводят мастер-классы для учащихся, туристов, активно участвуют в этнических фестивалях.

Личная встреча с народным мастером Российской Федерации Ниной Владимировной Чистяковой, которая начала работать в цехе «Оятская керамика» в 1973 году, позволила выяснить с какими трудностями мастерам приходится сталкиваться, как происходит работа по сохранению уникальных технологий изготовления керамики и традиционной вепской росписи.

Сейчас в центре развития ремёсел продолжают производить посуду: кашники, крынки, горшки, свистульки, а также различные предметы бижутери и т. д.

При Центре ремёсел по инициативе работников создан общественный Музей жителей Приоятья. Экскурсии проводят сами работники центра.

В музее собраны предметы быта, костюмы, мебель и конечно, керамика: предметы XVIII–XIX вв. Широко представлены предметы из ассортимента оятских артелей 1920-х годов и цеха «Оятская керамика» периода рассвета производства в 1970-80-е годы, также представлены предметы других производств, входивших в Ленинградское областное объединение народных помыслов.

 

При подготовке материалов использовалась статья Я.И. Данилюк «Оятская керамика как сувенир Я. И. Данилюк с. 114-124 //Образ, знак и символ сувенира: материалы VI Всероссийской национальной научно-практической конф., 12 ноября 2020 г.: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица». Санкт-Петербург: СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2020. - С. 114-124.

поделиться новостью:
Другие новости
25.04.2024

Ярмарка вакансий для людей с инвалидностью

читать далее
24.04.2024

Открытие выставки студенческих работ «Мой прадед взял Берлин!»

читать далее
23.04.2024

В выставочном пространстве факультета социально-культурных технологий СПбГИК открылась выставка «Образы счастья: семья в живописи советских художников», приуроченная к Году семьи

читать далее
23.04.2024

Сбор гуманитарной помощи для военнослужащих, участвующих в СВО

читать далее
23.04.2024

Приглашаем на гала-концерт III студенческого межфакультетского фестиваля "Весна на Дворцовой"

читать далее
22.04.2024

БиблиоНочь - 2024

читать далее
22.04.2024

В СПбГИК прошли ХХIII Смирдинские чтения

читать далее
19.04.2024

Итоги Межрегионального конкурса поэтического перевода для учащихся 9-11 классов 2024 г.

читать далее
19.04.2024

СПбГИК и ГПНТБ СО РАН подписали соглашение о сотрудничестве

читать далее
18.04.2024

Встреча ректора СПбГИК А. С. Тургаева со студенческим активом Дома студентов № 1

читать далее