Кафедра народного инструментального искусства руководит учебной и производственной практиками студентов. Обучающиеся по направлению подготовки:
Цель практики — закрепление теоретических знаний и практических навыков в рамках избранного профиля.
Практика студентов-бакалавров
Педагогическая практика включает в себя изучение учебно-методической литературы, научно-методической литературы по вопросам дирижёрской педагогики, посещение индивидуальных занятий ведущих преподавателей кафедры, осуществление анализа посещённых лекций.
Оркестровая практика бакалавров заключается в исполнительстве на народном музыкальном инструменте в учебном оркестре русских народных инструментов, а также в изучении структуры учебной работы народного оркестра.
Работа с оркестром народных инструментов — это подготовка дирижёрами-бакалаврами собственной концертной программы к итоговой государственной аттестации.
Практика студентов-магистрантов
Педагогическая практика, помимо теоретической части (изучение научно-методической литературы, учебно-нормативной документации) и посещений лекций преподавателей кафедры в обязательном порядке, подразумевает проведение магистрантом открытого урока по дирижированию, в ходе которого им должно быть продемонстрировано умение проводить индивидуальное занятие с обучающимся, показаны навыки работы над музыкальным произведением, умение создавать творческую атмосферу.
Научно-исследовательская практика и научно-исследовательская работа осуществляется на базе кафедры народного инструментального искусства, библиотеки института, а также фондов библиотек Санкт-Петербурга. Данные виды практик предполагают изучение магистрантами ряда научной литературы (монографии, учебники и пособия по дирижированию, инструментовке, инструментоведению, чтению и анализу оркестровых партитур, учебно-нормативной документации) по направлениям теории и истории дирижёрского искусства, методики преподавания профессиональных дисциплин, специфики музыкального (дирижёрского) образования. Магистранты в период прохождения данных практик работают над избранной ими методической темой, результаты работы над которой отражаются ими в научных статьях, рефератах, и доводятся до сведения профессорско-преподавательского состава на заседаниях кафедры.
Ассистентская практика подразумевает непосредственное участие магистрантов в учебном процессе в дирижёрском классе своего научного руководителя: проведение занятий с обучающимися (бакалаврами), участие в разработке различных методических пособий, учебно-методических комплексов по дисциплинам и практикам, подготовка нотного материала к занятиям и т.д.
Исполнительская (дирижёрская) практика ставит своей главной целью приобретение магистрантами полноценного опыта работы с оркестром русских народных инструментов, системное изучение этапов музыкально-исполнительской работы над концертными программами, подготовка собственных инструментовок произведений различных стилей и жанров к работе с оркестром.
Практика ассистентов-стажёров
Педагогическая практика осуществляется на базе кафедры. Ассистенты-стажёры анализируют структуру занятий по профильным учебным дисциплинам, изучают специфику образовательного процесса высшей школы, регулярно проводят самостоятельные занятия с обучающимися (бакалавр, магистр) по дирижированию, готовятся к проведению открытого занятия. Результаты педагогической практики ассистенты-стажёры представляют на заседании кафедры.
Творческая практика — это основной вид практики ассистентов-стажёров. В ходе прохождения данного вида практики ассистенты-стажёры приобретают опыт музыкально-исполнительской работы над концертным репертуаром, совершенствуют навыки создания нового репертуара для оркестра русских народных инструментов, изучают организационную структуру профессионального музыкального коллектива, а также особенности его художественно-творческой деятельности.
Базы практик
Базами учебной и производственной практик являются:
Кураторская работа со студентами
Кафедра народного инструментального искусства уделяет большое внимание воспитанию студентов выпускаемых групп, организации их досуга. Кураторы студенческих групп концентрируют свои усилия на воспитании и развитии у обучающихся нравственности и высокой культуры, любви к будущей профессии, творческих способностей и др. Ежегодно реализуется ряд мероприятий, направленных на сплочение групп, мотивирование к успешной учёбе, научной работе и др.
В целях повышения мотивации к обучению кафедра проводит творческие встречи с ведущими композиторами города. Эти встречи позволяют студентам-дирижёрам проникнуться таинством творческого процесса композитора, узнать из первых уст об истории создания того или иного произведения, в том числе произведений для оркестра русских народных инструментов.