Направления и специальности




Теория и история культуры, искусства (теория и история культуры) (5.10)

Описание программы

Образовательная программа по специальности «Теория и история культуры, искусства», профилю «Теория и история культуры» нацелена на подготовку научных и педагогических кадров в области культурологии.

Основные виды деятельности выпускников образовательной программы:

  • научно-исследовательская деятельность

  • педагогическая деятельность в сфере высшего образования.

Отрасль науки: культурология.

Основные направления научных исследований обучающихся:

  • Понятие культуры. Культура и цивилизация.

  • Теоретические концепции культуры.

  • Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры.

  • История культурологических воззрений и понятий, представлений о сущности культуры.

  • Морфология и типология культуры, ее функции.

  • Культура и цивилизация в их историческом развитии.

  • Культура и культ. Теология культуры.

  • Культурогенез и антропогенез, эволюция культурных форм.

  • Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов. Традиции и инновации в истории культуры.

  • Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры.

  • Архитектоника культуры. Многоуровневое строение культуры и культурно-исторического процесса.

  • Взаимоотношение глобального и локального в культурном развитии. Менталитет и глобалитет культуры.

  • Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре и истории.

  • Факторы развития культуры. Их иерархия и взаимоотношения.

  • Возникновение и развитие исторически удаленных и современных феноменов культуры.

  • Роль культурного и природного наследия в жизнедеятельности общества.

  • Механизмы и практики культурного наследования. Их историческая обусловленность. Структура культурного наследия.

  • Культурно-историческая память и культурное наследие.

  • Охрана культурного и природного наследия. Формы и методы сохранения культурного и природного наследия.

  • Компоненты культуры (мифология, религия, искусство, образование, просвещение, наука, мораль и др.).

  • Миф в системе культуры.

  • Религия как феномен культуры.

  • Мораль как феномен культуры.

  • Наука как феномен культуры.

  • Искусство как феномен культуры.

  • Политика как феномен культуры.

  • Экономика как феномен культуры.

  • Право, как феномен культуры.

  • Образование, воспитание и просвещение как феномены культуры.

  • История как феномен культуры.

  • Этические и правовые трансформации культуры.

  • Культура и общество. Социокультурная динамика.

  • Культура и этнос. Культура и нация. Этническая и национальная культура.

  • Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры.

  • Традиционная, массовая и элитарная культура. Их взаимодействие и взаимовлияние.

  • Культура и национальный характер. 37. Личность и культура. Индивидуальные ценности. Творческая ивидуальность.

  • Культура и коммуникация. Межкультурные коммуникации.

  • Язык как феномен культуры, как проявление национального своеобразия и фактор межкультурного общения.

  • Языки культуры и языки культур.

  • Диалог культур и их взаимообогащение. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира.

  • Экология культуры и природы. Синергетика культуры.

  • Прогностические функции культуры. Культура и футурология.

  • Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики. Государственная и негосударственная культурная политика.

  • Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции. Эволюция художественной культуры.

  • Компоненты художественной культуры: искусство, художественная критика, публика, художественные институты, искусствознание, эстетика.

  • Организация культурной жизни. Условия, цели и средства.

  • Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре.

  • Институты культуры и их функции в обществе.

  • Культура профессиональных сфер деятельности (правовая, политическая, экономическая, административная и др.).

  • Культура и хозяйственно-экономическая жизнь общества.

  • Корпоративная культура.

  • Первобытная и архаическая культура.

  • Культура античности.

  • Средневековая культура

  • Культура Возрождения.

  • Культура барокко.

  • Культура классицизма.

  • Культура Просвещения.

  • Культура романтизма.

  • Культура позитивизма.

  • Культура декаданса.

  • Культура модерна.

  • Культура постмодерна.

  • Культура Нового и Новейшего времени.

  • Тоталитарная культура.

  • Классовая и внеклассовая культуры.

  • Культурная идентичность и кризис культурной идентичности.

  • Культурная безопасность и безопасность культуры.

  • Лингвокультурная картина мира и ее константы.

  • Пространство и время как категории культуры.

  • Семиотика культуры. Ее принципы и подходы.

  • Семиосфера и концептосфера культуры. Семиозис.

  • Универсалии культуры, их генезис и трансформации.

  • Медиакультура. Цифровая культура.

  • Культурология как наука. Становление наук о культуре.

  • Культурология и искусствоведение. Общие и частные методы наук.

  • Синтез искусств и синестезия как культурологические проблемы.

  • История культурологии как научного знания. Научные школы культурологии.

  • История искусствоведения как науки. Типы искусствоведческих дисциплин. Научные школы искусствоведения.

  • Системы понятий в культурологии и искусствоведении: общее и особенное.

  • История понятий «культура» и «цивилизация» в интеллектуальной культуре XVIII - XX вв.

  • Подходы к изучению культуры в «философии жизни» и неокантианстве.

  • Феноменологический подход к изучению культуры.

  • Исследования культурных форм и практик средствами психоанализа

  • Антропологические подходы к изучению культуры.

  • Семиотический подход к изучению культуры и его модификации

  • Культура и язык: подходы к изучению в XIX - середине XX века.

  • Концепции культуры как игры и ее современные модификации.

  • Концепции культуры как знаковой и символической системы.

  • Концепции визуальной культуры.

  • История понятий: основные подходы и концепции.

  • История повседневности как сфера культурной истории: предмет и подходы к изучению.

  • Концепции истории культуры в работах представителей «Школы Анналов»

  • «Запад» и «Восток»: история и современные интерпретации понятий.

  • Теории цивилизаций в XIX - середине XX века.

  • Идея культуры в русской религиозной философии.

  • Роль христианства в истории культуры.

  • Основные подходы к изучению и анализу мифа в XX в.

  • Подходы к изучению массовой культуры.

  • Роль «познавательных поворотов» в исследованиях культуры.

  • Модерн и постмодерн в культуре XX века: подходы к изучению.

  • Концепции информационной культуры.

  • Роль цифровой среды в становлении новых культурных форм и практик.

  • Подходы к изучению культурных форм и практик в cultural studies.

  • Подходы к изучению культурных форм и практик в postcolonial studies.

  • Подходы к изучению культурных форм и практик в media studies.

  • Подходы к изучению культурных форм и практик в memory studies.

  • Методы анализа текстов культуры: дискурс-анализ.

  • Методы анализа текстов культуры: нарративный анализ.

  • Наука - технология - культура: подходы к изучению их взаимовлияния.

В период практики обучающиеся закрепляют теоретические знания, полученные в ходе освоения дисциплин, а также приобретают умения и навыки, связанные с педагогической деятельностью (знание особенностей организации образовательной деятельности в высшей школе, умение организовывать и проводить различные виды учебных занятий), умение организовывать и проводить различные виды учебных занятий (лекционные занятия, занятия семинарского типа, практические занятия и т.д.), умение применять исторические и теоретические знания по специальности в педагогической работе и др.). 

Основные учебные курсы

  • История и философия науки

  • Иностранный язык

  • Теория и история культуры

  • Научно-исследовательский семинар

  • Педагогика и психология высшей школы

Уровень обучения:
Аспирантура
Форма обучения:
Очная
Продолжительность обучения:
3 года
Количество мест в 2023 году:
Бюджетная основа 1

Приемная комиссия

191186, СПб, Дворцовая наб., д. 4,
ауд. 4121 (вход с Миллионной ул., д. 3)
(812) 318–97–10 [email protected] Пн–пт: 10:00 – 16:00