Направления и специальности
Теория и история культуры, искусства (теория и история культуры) (5.10)
Описание программы
Образовательная программа по специальности «Теория и история культуры, искусства», профилю «Теория и история культуры» нацелена на подготовку научных и педагогических кадров в области культурологии.
Основные виды деятельности выпускников образовательной программы:
-
научно-исследовательская деятельность
-
педагогическая деятельность в сфере высшего образования.
Отрасль науки: культурология.
Основные направления научных исследований обучающихся:
-
Понятие культуры. Культура и цивилизация.
-
Теоретические концепции культуры.
-
Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры.
-
История культурологических воззрений и понятий, представлений о сущности культуры.
-
Морфология и типология культуры, ее функции.
-
Культура и цивилизация в их историческом развитии.
-
Культура и культ. Теология культуры.
-
Культурогенез и антропогенез, эволюция культурных форм.
-
Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов. Традиции и инновации в истории культуры.
-
Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры.
-
Архитектоника культуры. Многоуровневое строение культуры и культурно-исторического процесса.
-
Взаимоотношение глобального и локального в культурном развитии. Менталитет и глобалитет культуры.
-
Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре и истории.
-
Факторы развития культуры. Их иерархия и взаимоотношения.
-
Возникновение и развитие исторически удаленных и современных феноменов культуры.
-
Роль культурного и природного наследия в жизнедеятельности общества.
-
Механизмы и практики культурного наследования. Их историческая обусловленность. Структура культурного наследия.
-
Культурно-историческая память и культурное наследие.
-
Охрана культурного и природного наследия. Формы и методы сохранения культурного и природного наследия.
-
Компоненты культуры (мифология, религия, искусство, образование, просвещение, наука, мораль и др.).
-
Миф в системе культуры.
-
Религия как феномен культуры.
-
Мораль как феномен культуры.
-
Наука как феномен культуры.
-
Искусство как феномен культуры.
-
Политика как феномен культуры.
-
Экономика как феномен культуры.
-
Право, как феномен культуры.
-
Образование, воспитание и просвещение как феномены культуры.
-
История как феномен культуры.
-
Этические и правовые трансформации культуры.
-
Культура и общество. Социокультурная динамика.
-
Культура и этнос. Культура и нация. Этническая и национальная культура.
-
Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры.
-
Традиционная, массовая и элитарная культура. Их взаимодействие и взаимовлияние.
-
Культура и национальный характер. 37. Личность и культура. Индивидуальные ценности. Творческая ивидуальность.
-
Культура и коммуникация. Межкультурные коммуникации.
-
Язык как феномен культуры, как проявление национального своеобразия и фактор межкультурного общения.
-
Языки культуры и языки культур.
-
Диалог культур и их взаимообогащение. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира.
-
Экология культуры и природы. Синергетика культуры.
-
Прогностические функции культуры. Культура и футурология.
-
Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики. Государственная и негосударственная культурная политика.
-
Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции. Эволюция художественной культуры.
-
Компоненты художественной культуры: искусство, художественная критика, публика, художественные институты, искусствознание, эстетика.
-
Организация культурной жизни. Условия, цели и средства.
-
Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре.
-
Институты культуры и их функции в обществе.
-
Культура профессиональных сфер деятельности (правовая, политическая, экономическая, административная и др.).
-
Культура и хозяйственно-экономическая жизнь общества.
-
Корпоративная культура.
-
Первобытная и архаическая культура.
-
Культура античности.
-
Средневековая культура
-
Культура Возрождения.
-
Культура барокко.
-
Культура классицизма.
-
Культура Просвещения.
-
Культура романтизма.
-
Культура позитивизма.
-
Культура декаданса.
-
Культура модерна.
-
Культура постмодерна.
-
Культура Нового и Новейшего времени.
-
Тоталитарная культура.
-
Классовая и внеклассовая культуры.
-
Культурная идентичность и кризис культурной идентичности.
-
Культурная безопасность и безопасность культуры.
-
Лингвокультурная картина мира и ее константы.
-
Пространство и время как категории культуры.
-
Семиотика культуры. Ее принципы и подходы.
-
Семиосфера и концептосфера культуры. Семиозис.
-
Универсалии культуры, их генезис и трансформации.
-
Медиакультура. Цифровая культура.
-
Культурология как наука. Становление наук о культуре.
-
Культурология и искусствоведение. Общие и частные методы наук.
-
Синтез искусств и синестезия как культурологические проблемы.
-
История культурологии как научного знания. Научные школы культурологии.
-
История искусствоведения как науки. Типы искусствоведческих дисциплин. Научные школы искусствоведения.
-
Системы понятий в культурологии и искусствоведении: общее и особенное.
-
История понятий «культура» и «цивилизация» в интеллектуальной культуре XVIII - XX вв.
-
Подходы к изучению культуры в «философии жизни» и неокантианстве.
-
Феноменологический подход к изучению культуры.
-
Исследования культурных форм и практик средствами психоанализа
-
Антропологические подходы к изучению культуры.
-
Семиотический подход к изучению культуры и его модификации
-
Культура и язык: подходы к изучению в XIX - середине XX века.
-
Концепции культуры как игры и ее современные модификации.
-
Концепции культуры как знаковой и символической системы.
-
Концепции визуальной культуры.
-
История понятий: основные подходы и концепции.
-
История повседневности как сфера культурной истории: предмет и подходы к изучению.
-
Концепции истории культуры в работах представителей «Школы Анналов»
-
«Запад» и «Восток»: история и современные интерпретации понятий.
-
Теории цивилизаций в XIX - середине XX века.
-
Идея культуры в русской религиозной философии.
-
Роль христианства в истории культуры.
-
Основные подходы к изучению и анализу мифа в XX в.
-
Подходы к изучению массовой культуры.
-
Роль «познавательных поворотов» в исследованиях культуры.
-
Модерн и постмодерн в культуре XX века: подходы к изучению.
-
Концепции информационной культуры.
-
Роль цифровой среды в становлении новых культурных форм и практик.
-
Подходы к изучению культурных форм и практик в cultural studies.
-
Подходы к изучению культурных форм и практик в postcolonial studies.
-
Подходы к изучению культурных форм и практик в media studies.
-
Подходы к изучению культурных форм и практик в memory studies.
-
Методы анализа текстов культуры: дискурс-анализ.
-
Методы анализа текстов культуры: нарративный анализ.
-
Наука - технология - культура: подходы к изучению их взаимовлияния.
В период практики обучающиеся закрепляют теоретические знания, полученные в ходе освоения дисциплин, а также приобретают умения и навыки, связанные с педагогической деятельностью (знание особенностей организации образовательной деятельности в высшей школе, умение организовывать и проводить различные виды учебных занятий), умение организовывать и проводить различные виды учебных занятий (лекционные занятия, занятия семинарского типа, практические занятия и т.д.), умение применять исторические и теоретические знания по специальности в педагогической работе и др.).
Основные учебные курсы
-
История и философия науки
-
Иностранный язык
-
Теория и история культуры
-
Научно-исследовательский семинар
-
Педагогика и психология высшей школы
Приемная комиссия
ауд. 4121 (вход с Миллионной ул., д. 3) (812) 318–97–10 [email protected] Пн–пт: 10:00 – 16:00