24.02.2022
Институт

Выставка «Средокрестье востока и запада: к 800-летию Александра Невского»

В ДПЦ Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

«Свято-Духовский»

25.02.2022-25.03.2022  

Празднование 800-летнего юбилея Святого Благоверного Князя Александра Ярославовича Невского, правителя, защитника Отечества, воина и дипломата, прославленного Церковью в лике святых благоверных князей, является событием Международного значения и общегосударственной важности. Празднование утверждено Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского» от 24 июня 2014 года. Образ князя является общенародным символом святого служения Отечеству, что отражено общероссийским референдумом, по итогам которого Александр Невский назван «именем России».

Сражения за Великий Северный водный путь велись на разных этапах истории Отечества. Повесть Временных лет «путем из варяга в греки» называет путь крестителя Руси апостола Андрея Первозванного, проходивший по Неве. Выставка «Средокрестье Востока и Запада: к 800-летию Александра Невского» позволяет познакомиться с восприятием жизни Великого князя и его деяний в творчестве петербургских участников группы «Равновесие». Важно подчеркнуть, что группа «Равновесие» объединила, в том числе, сотрудников Эрмитажа и других петербургских музеев. Среди участников проекта – художники-реставраторы, постоянно соприкасающиеся или работающие с памятниками мировой культуры, история которой насчитывает не одно тысячелетие. Это придает особую многомерность концепции экспозиции к 800-летию Александра Невского. Личность великого князя показана в большом и значительном контексте, где его праведные деяния, подвиги и мудрая политика воспринимаются не просто актуальными, но необходимыми для сохранения духовной общности целого народа, история которого и в ту эпоху, и во времена предшествующие и последующие формировалась на средокрестье Востока и Запада.

Торжественный образ Александра Невского, созданный по мотивам бессмертного творения Павла Корина, созданного в грозные годы Великой Отечественной, возникает в витраже Вадима Лебедева. Эта работа – своего рода символическое обобщение концепции выставки. Меч правителя не грозит, но предостерегает, побуждая и нас видеть возможность сохранения в диалоге Востока и Запада доброе согласие, взаимодействие и взаимопонимание культур, на средокрестии которых формировалась история России. Образ Святого Благоверного Князя запечатлен и в скульптурной композиции Елизаветы Стрельниковой, созданной в соответствии с традициями деревянной церковной пластики.

Мир Святой Руси раскрывается в пейзажных образах Катерины Дутовой, посвященных возрождению монастыря на Соловках, а также в образах Суздаля и Великого Устюга, и в произведениях Ксении Поповой. В их полотнах и графических листах возникают вполне узнаваемые натурные мотивы: взятые укрупненно, монументально, почти портретно храмы и крепостные стены. Здесь найдется место эпическому величию памятников церковного русского зодчества и камерным интонациям умиротворенной тишины. Запечатленные Ксенией Поповой старинные русские города: Углич, Псков, Суздаль и Ферапонтово, оживают в нерасторжимой связи времен через четкую конструктивность формы и мягкую гармонию цветовых созвучий. А полиптих Ксении Поповой, посвященный Чудскому озеру, выступает напоминанием об одном из величайших деяний Александра и подвигов русского оружия на западных рубежах.

Полотна Татьяны Шлыковой и керамические пласты Алексея Боровикова раскрывают другую грань темы выставки – это образ Петербурга, Северной столицы, созданной волей Петра Великого на берегах Невы. Исконные русские земли, закрепившиеся за Россией в начале восемнадцатого столетия, нерасторжимо связали в пространстве «самого европейского из русских городов» Восток и Запад. И дорогие сердцу каждого петербуржца архитектурные памятники, Никольский и Владимирский соборы в произведениях Татьяны Шлыковой словно соединяются с пространством Александро-Невской лавры. И так же соединяются здесь Русь Александра Невского и новая, молодая Россия, главным воплощением которой стал Петербург.

По темам библейских сюжетов и мотивам христианских образов выполнены работы Елизаветы Стрельниковой. У нее евангельские образы могут показаться слегка наивными, по-детски доверительными – но здесь в свободной интерпретации христианской иконографии возрождается духовное наполнение образов Древней Руси, к которому вновь прикоснулись многие замечательные художники-новаторы начала ХХ века. Проникновенное свечение живописного строя её полотен как бы уравновешивает жесткость пластического воплощения образов в картинах Александра Голомазова. В его работах обретают жизненную конкретность, первозданную стихийную силу размышления о порядке вещей в мире земном и небесном, принятые в культуре языческого Востока. Его медитативные образы возникают подобно миражам и в полотнах Зои Столяровой, где мистическая аура Алтайских гор и неторопливый ход караванов раскрывают еще одну важную грань этого культурного пространства.

Своя философия пейзажного образа есть и в северных скандинавских мотивах Юрия Гербиха, где мы видим философское осмысление духовного пространства обители варягов-викингов, чье место в истории российской оказалось столь значимым. Рисунки Руслана Бахтиярова посвящены европейской скульптуре XII-XIII веков, времени, когда Русь взаимодействовала с Западной Европой в культурном плане, и также обозначают контекст времени великого русского правителя и военачальника. Особая образная линия, обращенная к притягательной гармонии творений мастеров раннего Возрождения, обозначена в витраже Катерины Дутовой «Византийская Богородица» и в работах Елены Крыловой, вызывающих в памяти творения мастеров средневекового искусства и словно осеняющих пространство выставки. Эти работы позволяют еще раз мысленно возвратиться к миссии России, спасшей в страшные годы нашествия от разрушения европейскую культуру.

Специалисты кафедры реставрации и экспертизы объектов культуры факультета мировой культуры Санкт=Петербургского государственного института культуры принимали участие в разработке концепции реставрации ансамбля Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и в реставрации некрополя Николо-Феодоровской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Со стороны кафедры в подготовке выставки приняла участие кураторская группа, в нее вошли заведующий кафедрой П.Г. Лисицын и доценты кафедры Т.В. Шлыкова и Р.В. Щипина.

Петр I избрал Александра Невского Святым покровителем города на Неве. Петербургу суждено было стать средоточием культурных традиций Востока и Запада. Рецепции этих исторических событий и посвящена выставка.

    Афиша

Руслан Бахтияров

кандидат искусствоведения,

доцент СПГХПА имени А.Л.Штиглица

Римма Щипина,

кандидат философских наук,

Доцент СПбГИК

 

    

поделиться новостью:
Другие новости
27.03.2024

Квест для школьников «Все дороги ведут в...»

читать далее
27.03.2024

Литературно-музыкальная постановка «Ко Дню работника культуры СПбГИК»

читать далее
25.03.2024

Научно-методическая конференция в СПбГИК

читать далее
22.03.2024

Завершились мероприятия конкурса им. З.В. Савковой «Искусства звучащего слова»

читать далее
21.03.2024

Высокая общественная награда С.В. Мурзина

читать далее
21.03.2024

Международный фестиваль «День Римского-Корсакова» в СПбГИК

читать далее
21.03.2024

Вручение благодарностей в Доме офицеров Западного военного округа

читать далее
19.03.2024

Профориентационная встреча

читать далее
19.03.2024

Настоящий праздник

читать далее
19.03.2024

Состоялось торжественное открытие Международного студенческого конкурса чтецов «Искусство звучащего слова» имени профессора З.В.Савковой

читать далее