Крымская музеологическая школа — это совместный проект исследовательской группы «Российская музейная энциклопедия» (Новый институт культурологии, г. Москва) и Историко-культурного, мемориального музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина» (Республика Крым). Проект реализуется с 2016 г. при поддержке Министерства культуры Республики Крым и Фонда президентских грантов. Изначально школа создавалась для содействия интеграции крымских музеев в общероссийскую среду. Сейчас — это дискуссионная и научная площадка, где музейные сотрудники из разных уголков России реализуют идею непрерывного образования в процессе общения и обмена опытом. Главная цель школы заключается в развитии долгосрочного научного и практического сотрудничества между музейными специалистами, музеями, отечественными и зарубежными научными центрами.
С 7 по 13 сентября в Коктебеле на базе Дома-музея М. А. Волошина, прошла юбилейная, V сессия Крымской музеологической школы «Museum Studio». Научным куратором школы является М. Е. Каулен, известный музеолог и исследователь культурного наследия. Соорганизаторами выступили Н. М. Мирошниченко, директор Дома-музея М. А. Волошина и И. В. Чувилова, руководитель исследовательской группы «Российская музейная энциклопедия». Занятия в школе шли по двум направлениям: музейный менеджмент и научно-фондовая работа, под руководством Е. В. Яновской, специалиста Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха», и Н. А. Александровой, специалиста Государственного музея А. С. Пушкина. В качестве эксперта школы с онлайн-лекцией перед слушателями выступила А. Н. Балаш, доктор культурологии, профессор кафедры музеологии и культурного наследия СПбГИК. На занятиях лекторы делились опытом управления музеями, методами описания и сохранения коллекций.
Большое внимание организаторы школы уделяют введению в музейное сообщество студентов и аспирантов, которые стремятся посвятить себя музейной профессии. Для этого в рамках школы проводился конкурс студенческих проектов: «Увлекательная музеология». В этом году на конкурс были представлены проекты из разных городов: Улан-Удэ, Москва, Томск, Новосибирск, Симферополь и Санкт-Петербург.
12 сентября прошло подведение итогов и торжественное награждение участников конкурса. Студенты СПбГИК А. Ю. Серикова и В. С. Картавый заняли I место в номинации «Музейный проект» с проектом онлайн-курса по истории музейного дела «Музей: помнить прошлое, чтобы строить будущее».
Цель проекта: сделать музеологическое знание более доступным широкому кругу людей. Предварительное исследование платформ онлайн-образования и их контента по гуманитарным дисциплинам выявило практически полное отсутствие онлайн-курсов в области музеологии и истории музейного дела на русском языке. Кроме того, на данный момент ни один из вузов культуры в России не позиционирует себя на площадках общедоступного онлайн-образования, что дает возможность СПбГИК первым занять эту нишу и подать пример другим учреждениями культуры нашей страны.
Основная идея курса — представление истории музейного дела с позиции определённых групп людей (социальных, возрастных, профессиональных, политических) и отдельных ярких личностей, увлечённых сохранением наследия и развитием музеев. Мы стремились создать авторскую интерпретацию истории музеев как части истории мировой культуры и рассмотреть историю музея не в соответствии с чёткой программой учебника, а с позиции персонализации истории, на основе антропологического ракурса социальных, философских и исторических проблем.
Мы выражаем благодарность кафедре музеологии и культурного наследия СПбГИК, организаторам музеологической школы «Museum Studio» и конкурса «Увлекательная музеология». Отдельно благодарим научного руководителя проекта, кандидата исторических наук, доцента, заведующую кафедрой музеологии и культурного наследия СПбГИК Елену Николаевну Мастеницу помощь и поддержку при разработке проекта.
Будем рады принять в нашу команду заинтересованных студентов для участия в реализации первого онлайн-курса по истории музейного дела «Музей: помнить прошлое, чтобы строить будущее».
Текст: А. Серикова, В. Картавый.