03 мая 2019
513

Стажировка студентов и преподавателей в г. Шартр, Франция

С 21 по 29 апреля студенты кафедры реставрации и экспертизы объектов культуры СПбГИК проходили стажировку по витражному искусству во французском городе Шартр, организованную совместными усилиями кафедры и ассоциации «Диалог-28», целью которой является культурный обмен между Россией и Францией. Практические занятия проходили на базе витражных мастерских
г. Шартр, занимающихся как современными проектами, так и консервационно-реставрационными работами. Данная стажировка стала продолжением сотрудничества ассоциации и института, начавшегося ещё в 2012 г.

Первый день поездки был посвящён знакомству с историко-культурным наследием города Шартр, в особенности — с Шартрским собором, являющимся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и вместилищем одного из наиболее полно сохранившихся витражных комплексов XIII века. Студенты, опираясь на полученные в процессе обучения теоретические знания и практические навыки, проанализировали технологические приёмы и иконографию витражей XII-XIX веков, представленных в соборе. Также студенты смогли вживую увидеть оригиналы витражей, копии которых они изготавливали в рамках учебной программы в мастерской института.

На следующий день группа посетила витражное ателье семьи Луар, одну из крупнейших мастерских Франции, основанное в 1946 г. Габриэлем Луаром для восстановления витражей, пострадавших в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Несмотря на то, что в настоящее время основная деятельность мастерской направлена на создание новых витражей для церквей, публичных сооружений и частных резиденций, специалисты ателье и сегодня работают над некоторыми проектами по консервации и реставрации. Так, во время пребывания студентов в Шартре, ателье Луар занималось подготовкой к передаче на реставрацию некоторых витражей 19 века, пострадавших в результате недавнего пожара Собора Парижской Богоматери. Эрве Луар, правнук основателя мастерской, провёл группе экскурсию по помещениям, познакомил с их мастерами и представил проекты, над которыми в данный момент они работают. Студенты смогли понаблюдать за работой ателье, узнать о материалах, инструментах и техниках, которыми пользуются французские коллеги, оценить схожесть и отличия в уже знакомых им техниках классического витража и витража «Тиффани»*. Также студенты получили возможность поработать бок о бок с местными мастерами: кто-то трудился над чертежом нового витража, кто-то расписывал стекло обжиговыми красками, а кто-то помогал реставрировать витражи XIX века.

Весь следующий день студенты провели в мастерской Луар, работая с новой для них техникой витражей «Dalle de verre». Её суть заключается в том, что вместо листового стекла и металлического профиля здесь используются толстые плиты цветного стекла. Из этих плит мастер, при помощи мозаичных инструментов, выкалывает куски нужной ему формы, которые затем выкладываются в заранее приготовленную раму по нужному рисунку, а промежутки между стёклами заливаются специальным цементным составом. Таким образом получаются витражные панно, в которых свет играет и преломляется за счёт многогранности кусков стекла. Студенты на месте разработали небольшие проекты, отвечающие необходимым требованиям, подобрали палитру стёкол, которые будут использовать, и приступили к их обработке. В связи с тем, что приготовление цементного раствора занимает продолжительнее время (обычно его заготавливают сразу на большой проект), эту операцию было решено провести уже в институте. Студенты изучили предложенный мастером состав цементного раствора и предложили альтернативный вариант — на основе эпоксидной или полиэфирной смолы.

Следующим местом, которое посетили студенты, стала мастерская Поля Шаллана Бельваля, находящаяся у самого Шартрского собора. Мастер провёл экскурсию по своему рабочему месту и показал презентацию с примерами своих работ. В ней он не только рассказал о ходе работ над витражом, но и затронул такие моменты, как расчёт стоимости готового изделия, монтаж витража в герметичную раму, защищающую его с обеих сторон. Особенный интерес у студентов вызвала применяемая мастером техника травления стекла с нацветом, с которой они были знакомы только в теории. Стекло, которое для неё используется, состоит из толстого слоя бесцветного прозрачного стекла и тонкого слоя цветного поверх него. За счёт такого строения, с помощью вытравливания верхнего слоя плавиковой кислотой, можно получать кусок стекла с фоном и рисунком разных цветов.

Далее студенты подготавливали стекло к травлению. Для начала им была поручена ответственная задача разработки рисунка под травление, затем резка стёкол, нанесение на них прозрачной плёнки и в конце — вырезание по плёнке рисунка под места, которые будут подвергаться воздействию кислоты. Кроме прочего, Поль Шаллан Бельваль показал новые для студентов приёмы работы со стеклом в уже привычных для них операциях. На следующий день настало время для травления подготовленных стёкол. Так как работа с кислотой слишком опасна, чтобы доверить её студентам, большую часть мастер выполнял сам, однако студенты, под руководством сопровождавшего их преподавателя химии Натальи Константиновны Кирилловой, помогали ему промывать стёкла от остатков плавиковой кислоты. Ребята в подробностях изучили технику травления стекла, оборудование, инструменты и материалы, которые используется в процессе.

Помимо работы в мастерских, студенты смогли посетить Международный центр витражей г. Шартр, занимающийся выставочной и учебной деятельностью. Директор центра провёл экскурсию по выставочным залам, в которых представлены витражи Шартра периода Средневековья и Возрождения, выставлены витрины и экспонаты, наглядно поясняющие процесс изготовления витража в наше время и в Средние века. Отдельный зал музея отведён под выставки современных художников, работающих в широчайшем спектре техник, связанных с витражом. Также студенты посетили учебный центр при музее, в котором мастера занимаются как обучением классическим техникам витража, так искусству реставрации витражей. Руководитель учебного центра представил проект оценки стоимости проведённых работ, в подробностях рассказал о принципах обучения витражному искусству, что было особенно интересно сопровождающим студентов преподавателям кафедры.

В заключительный день пребывания в Шартре группа была приглашена на ужин к Эрве Луару. В ходе вечера студенты, преподаватели, архитектор Марк Одбер и сам господин Лаур беседовали об истории витражного искусства во Франции и России, о сохранении, развитии и о будущем витражей в России. В конце вечера состоялось торжественное вручение сертификатов о прохождении стажировки студентам и преподавателям института культуры.

Оставшееся время до возвращения в Санкт-Петербург студенты провели в Париже, где смогли познакомиться с витражным искусством этого города (в церквях Сен-Северин, Сент-Этьен-дю-Мон, Сент-Эсташ и др.). Отдельно стоит упомянуть посещение группой королевской часовни Сен-Шапель, венца архитектурного и витражного искусства французской готики.

К сожалению, из-за занятости многих специалистов на реставрационных работах в Париже, в Соборе Парижской Богоматери, многие задачи, поставленные в ходе стажировки не были выполнены. Однако полученный объём знаний и практических умений оказался крайне полезным, расширил представление об искусстве создания и реставрации витражей, а главное, дал толчок к дальнейшему развитию в выбранной профессии. Прошедшая стажировка не только ещё раз показала важность общения и обмена опытом специалистов разных стран, но и продемонстрировала готовность крупных мастерских делиться знаниями и опытом с молодыми коллегами.

Выражаем благодарность всем, кто оказал содействие в организации и проведении стажировки

 Liudmila AUDBERT – POVYSHEVA — президент ассоциации «Диалог 28»

Marc AUDBERT

Valentina Sidacheva

Hervé LOIRE - Ateliers LOIRE

Paul CHALLAN BELVAL - Atelier Paul

Jean François LAGIER - Directeur du Centre International du Vitrail

Тургаев Александр Сергеевич — ректор Санкт-Петербургского государственного института культуры

Сотрудники кафедры реставрации и экспертизы объектов культуры

Кирилловой Наталье Константиновна — преподаватель, сопровождавшая студентов в поездке

Ширяева Дарья Сергеевна — преподаватель, сопровождавшая студентов в поездке


*Витраж «Тиффани» — данную технику используют для создания предметов декора, оформления интерьера и экстерьера зданий.

Материал предоставлен сотрудниками кафедры реставрации и экспертизы объектов культуры

galgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgal