09 ноября 2020
321

«Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны»: итоги работы секции Всероссийской научно-практической конференции «Культура в годы Великой Отечественной войны»

23-24 октября в Санкт-Петербургском государственном институте культуры состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Культура в годы Великой Отечественной войны», посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Одним из вкладов в работу конференции являлась работа секции «Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны». 19 докладчиков представили свои исследования в области музыкального исполнительства в годы​ Великой Отечественной войны (профессиональные и непрофессиональные формы), раскрыли особенности музыкального репертуара в военные годы, применения​ народных музыкальных инструментов на фронте, в тылу, а также специфику деятельности музыкальных коллективов, музыкантов, осуществили анализ музыкальных произведений, посвящённых подвигу народа в те годы и многое другое.

Заведующий сектором инструментоведения Российского института истории искусств, доктор искусствоведения, профессор, академик РАЕН И. В. Мациевский в своём докладе сделал методологическое обоснование особого статуса, характера деятельности народного музыканта в этнической культуре, а также в период Второй мировой и Великой Отечественной войны, особенностей исполнения программной музыки и эпоса в этнической культуре народов Восточной Европы и Центральной Азии.

Народный артист России, композитор, профессор кафедры народного инструментального искусства СПбГИК В. Д. Биберган в своём докладе поделился личными воспоминаниями о первых ярких музыкальных впечатлениях детства, прошедшего в годы войны, а также в целом о проблемах музыкального воспитания в тот тяжёлый для всех период. Никого не оставили равнодушными мысли композитора о начале созревания интереса к музыке в раннем возрасте, о том периоде жизни, когда впервые приходит понимание того, что музыка — это особый и, вместе с тем, близкий нам мир со своими законами, традициями, мир, способный перевернуть душу, довести человека до слёз, очистить его нравственно и возвысить, сделать лучше.

Профессор кафедры народного инструментального искусства СПбГИК, кандидат педагогических наук Д. А. Рытов представил совокупность принципов при рассмотрении сохранившейся информации и фактов о музыкальном искусстве в годы Великой Отечественной войны, продемонстрировал на конкретных исторических примерах многополярность музыкального искусства в период войны, наличие как линейности при оценке событий (выделения чётких направлений функционирования, развития и влияния музыкального искусства), так и нелинейности (возникновения новых направлений), ввиду возникновения непредвиденных событий, требующих оперативной подстройки многих компонентов, которые в своём развитии и самоорганизации были направлены на одну цель — победу в Великой Отечественной войне и освобождения страны от фашистских захватчиков.

Заведующий кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, доктор искусствоведения А. А. Михайлова представила фольклорный сборник А. С. Ярешко «Народные песни Великой Отечественной войны»: научное, практическое значение в серии изданий военного фольклора». В полноценном научном исследовании на значительном песенном материале (213 песен) выявляются истоки народного творчества фронтовиков, дающие ответ на один из самых сложных вопросов в фольклористике: что можно назвать фольклорным текстом? Из чего рождается фольклорное произведение? Профессор А. А. Михайлова отметила социокультурную, научно-историческую и практическую значимость сборника: использование в качестве учебного пособия по народному творчеству, включение песенного материала для концертных программ военно-патриотической направленности.

Заведующий кафедрой русского народного песенного искусства СПбГИК, профессор, кандидат педагогических наук В. М. Сивова в своём докладе провела комплексное исследование народного песенного творчества в годы Великой Отечественной войны, выделив три исполнительских направления (профессиональное, представленное художественно-творческой деятельностью государственных русских народных хоров; любительское, представленное деятельностью самодеятельных коллективов и исполнителей; традиционное). Были сделаны научные выводы по результатам фольклорных экспедиций кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК (записи и опросы в деревнях, находившихся в прифронтовых районах и на территориях, подвергшихся немецко-фашистской оккупации (Волосовском, Тихвинском, Кировском районах Ленинградской области)).

Доцент кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК, кандидат педагогических наук Т. В. Шастина представила научный доклад «Народная песня на войне: Сила — Жизнь — Победа!». Проведя музыкально-философский анализ народной песни как явления, включающего словесные и музыкальные тексты, передающие смыслы, эмоции, чувства, факты, Т. В. Шастина выделила некоторые свойства фольклорного творчества, основы народного песенного творчества того периода, основанного на импровизации, вариативности, что и способствовало человеку в тот военный период проявить свои чувства в конкретной ситуации, творить и настроить себя и других. Так как фольклорное творчество относится к коллективному, выполняя функции эмоциональной настройки, своим особым ритмом народная песня настраивала людей на конкретные действия, как в походе, в бою, так и на отдыхе.

Старший научный сотрудник, хранитель коллекции музыкальных инструментов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства В. В. Кошелев представил научный доклад«Музыкальные инструменты — ветераны Великой Отечественной войны: принципы коллекционирования, хранения, реставрации и музицирования». Содержательно раскрыв каждый представленный компонент исследования В. В. Кошелев отметил, что, к сожалению, коллекционерский поиск музыкальных инструментов того времени целенаправленно не велся — существуют толькоединичные экземпляры боевых инструментов в фондах некоторых музеев и в частных собраниях. Хранение боевых инструментов должно осуществляться в музеях в условиях постоянных экспозиций с профессионально составленными экспликациями. Реставрацию боевых инструментов следует производить в соответствии с общеизвестными нормами реставрации памятников культуры, с сохранением их аутентичного звучания и вида (в том числе со следами «ранений»). Учёный отметил, что боевые инструменты должны звучать в специальных концертных программах событийного характера, а также должна быть налажена система архивации их голосов.

Лауреат государственной премии СССР, лауреат международной премии им. Н. К. Рериха, музыковед, коллекционер музыкальных инструментов народов мира В. А. Брунцев в своём докладе осветил процесс создания уникального архива известного музыканта и создателя оркестра русских народных инструментов В. В. Андреева, а также музея в квартире Андреева (в 30-х гг.), куда кроме фотографий и документов, вошли также награды, подарки, отдельные музыкальные инструменты и его личные вещи. Докладчик рассказал о своих действиях по возвращению научно-документального наследия В. В. Андреева (в электронном виде) в архива Андреевского оркестра, руководством которого (при поддержке В. А. Брунцева) планируется на основе этого наследия организовать в полученном новом здании на ул. Таврической постоянно действующую выставку с представлением в музейной экспозиции в распечатанном в высоком качестве виде наиболее ценных материалов архива (афиш, программ концертов, фотографий, писем и служебных документов).

Кандидат искусствоведения, профессор О. И. Спешилова в своём докладе раскрыла особенности формирования, эволюции, функционирования аккордеонного искусства в годы Великой Отечественной войны, причины популярности инструмента в военные годы и развития аккордеонного исполнительства в контексте имеющихся социально-эстетических и культурно-исторических условий. Докладчиком была отмечена возрастающая популяризация аккордеона в годы войны, которая стала залогом формирования в дальнейшем аккордеонного искусства в России.

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры народного инструментального искусства СПбГИК Я. Ю. Смирнов представил историческую хронологию деятельности оркестра им. П. И. Смирнова в годы Великой Отечественной войны.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры фортепиано СПбГИК Р. Н. Слонимская представила доклад «Эстрадный театр «Ястребок» В. П. Соловьёва-Седова в годы Великой Отечественной войны». В докладе отражена деятельность композитора В. П. Соловьёва-Седого, обладающего удивительными организаторскими способностями и незаурядным даром создателя лирических мелодий. Именно во время войны в его деятельности наиболее ярко раскрыли эти свойства таланта, которые в дальнейшем принести ему всемирное признание и любовь среди многочисленных слушателей и сразу полюбились многим простым людям, услышавшим его песни. Под руководством Василия Павловича передвижной публичный театр злободневных миниатюр «Ястребок» активно концертировал в землянках и блиндажах на фронте, вдохновляя простых солдат на совершение подвига.

Доцент кафедры народного инструментального искусства СПбГИК Р. Б. Форкин во время работы секции представил доклад-мультимедийную презентацию «Оперетта «Раскинулось море широко»: подвиг Театра музыкальной комедии в блокадные дни». Докладчиком было продемонстрировано большое количество архивных материалов и иллюстраций о композиторах и деятелях искусства, которые создавали эту музыкальную комедию и подготовили её постановку на сцене Театра музыкальной комедии.

Методист отдела дополнительного образования и предметной области «Искусство» бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Е. С. Пелепейченко представила доклад «Музыка в годы Великой Отечественной войны на территории Орловской области», в который вошёл интересный материал о представлении музыкального искусства в конкретной географической и исторической локации, в том числе на оккупированной территории.

Преподаватель кафедры народного инструментального искусства СПбГИК А. Г. Тарасов в своём докладе «Исполнительство на балалайке в годы Великой Отечественной войны» представил основные направления участия балалаечников в культурных мероприятиях на фронте. Старший преподаватель кафедры народного инструментального искусства СПбГИК Д. А. Нестеренко представил доклад о творческой деятельности музыкантов-народников на фронтах Великой Отечественной войны. Не меньший интерес у участников конференции вызвал доклад «Валерий Николаевич Тихов: гусляр и воин» члена Союза композиторов Санкт-Петербурга, Союза композиторов России, концертмейстера кафедры народного инструментального искусства СПбГИК Е. А. Панченко.

В работе секции активное участие приняли аспиранты и ассистенты-стажёры нашего института. Аспирант кафедры народного инструментального искусства СПбГИК А. С. Строкина (научный руководитель: профессор Г. И. Андрюшенков) представила доклад «Народное инструментальное исполнительство в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны». Ассистент-стажёр кафедры народного инструментального искусства СПбГИК Е. М. Колесникова (научный руководитель: профессор В. И. Акулович) сделала доклад «Война в судьбе выдающихся музыкантов Ю. А. Подласкина и Ю. Б. Богданова». Ассистент-стажёр кафедры русского народного песенного искусств СПбГИК А. А. Иванова (научный руководитель: профессор В. М. Сивова, научный консультант: доцент Т. В. Шастина) выступила с докладом «Письма — судьбы — песни. Сценическая интерпретация писем-рассказов женщин-бойцов Великой Отечественной войны».

Работа секции «Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны» показала высокую актуальность обращения к событиям этого периода истории страны, к самоотверженному труду народа, в том — числе деятелей искусства, работающих в различных музыкальных жанрах.

С программой и сборниками научных тезисов и докладов секций конференции можете ознакомиться на официальном сайте СПбГИК.

Автор статьи: руководитель секции «Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны» Всероссийской научно-практической конференции «Культура в годы Великой Отечественной войны», кандидат педагогических наук, профессор кафедры народного инструментального искусства СПбГИК Д. А. Рытов