Защищённые диссертации (2020 г.)

Защита состоялась на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного института культуры 27 июня 2020 г.:

Дячинский Сергей Михайлович

«Формы организованной зрительской активности на стадионных футбольных представлениях».

Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Е. А. Слесарь.

Диссертационное исследование посвящено формам репрезентации организованной зрительской активности на футбольных зрелищах в отечественной и зарубежной практике. Рассматриваются первоначальные формы зрительской активности на футбольном представлении и этапы их развития. Устанавливается взаимосвязь между совершенствованием форм активности зрителя и его культурной интеграцией в пространство командных ценностей. Исследование фокусируется на процессе изменения статуса зрителя от пассивного наблюдателя к организованному участнику спортивного соревнования, стремящегося включаться и влиять на ход игры, а также быть «хором» и эстетическим зеркалом, фиксирующим изменения в ней. Особое внимание уделено технологии «Card stunts» и зрелищным практикам системе ультрас, которые обращаясь к средствам художественной выразительности, заимствуя их из режиссуры массовых художественно-спортивных представлений, превращают трибуны стадионов в единое художественное пространство.

Цель данного исследования — проанализировать и выделить этапы развития форм организованной зрительской активности на стадионных футбольных представлениях.

Методология исследования базируется на использовании аналитического, исторического, структурного и описательного методов.

Исследование строится на анализе художественно-эстетического своеобразия футбольных представлений, созданных путем комплексного использования аудиовизуальных форм организованной зрительской активности.

В результате исследования выделены основные средства художественной выразительности, позволяющие современному зрителю на спортивных представлениях всё более прочно входить в праздничное пространство, и выходить за пределы сугубо спортивной культуры.


Ефремовцева Юлия Евгеньевна

«Фестиваль казачьей культуры как форма сохранения самобытности оренбургского казачьего войска».
Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент А. Ф. Некрылова

Процесс возрождения казачества в современных российских реалиях имеет достаточный потенциал для реализации. Ранее существовавшее как военно-служивое сословие, казачество на данный момент представляет собой историко-социальную общность, сохраняющую веками и поколениями формировавшиеся специфические традиции и обычаи.

Диссертация посвящена описанию традиционной культуре оренбургского казачества, и тому, как эти традиции транслируются в праздничном пространстве фестиваля.

Цель исследования заключается в определении роли фестиваля в процессе сохранения этнической самобытности оренбургского казачества средствами и приёмами режиссуры.

Рассматривая современные постановочные практики всероссийских и международных фестивалей в рамках event-маркетинга определяется общая тенденция в их организации и проведении. Прежде всего, они нацелены на популяризацию российского казачества в его обобщенном виде.

На примере межрегионального фестиваля казачьей культуры «Оренбург — форпост России» доказывается актуальность данного фестиваля, обусловленная спецификой казачьей культуры и общегосударственной задачей сохранения и трансляции материального и духовного наследия. Определяются и в подробностях характеризуются основные структурные элементы современного оренбургского казачьего праздника. Фестиваль анализируется со стороны поставленных организаторами задач, тематики, декларируемых функций и перспектив.


Короткова Анастасия Игоревна

«Квест как форма современной игровой культуры».
Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Н. М. Мышьякова.

Художественная картина мира настойчиво увеличивает долю развлекательного элемента, стирая границы серьезного и шутливого, высокого и низкого, драматического и комедийного, порождая гибридные, полижанровые формы. Одним из таких художественных феноменов является квест. Зародившись как жанр компьютерных игр, квест стремительно обосновался в широчайшем спектре развлекательной культуры и оказался на редкость открытым ко всевозможным жанровым модификациям.

Цель работы — определить сущностные характеристики современных квестовых форм и систематизировать их в виде классификационной таблицы.

Универсальность интерактивной игровой формы «квест» обусловила широкую сферу её применения, что актуализировало необходимость составления классификации квестовых форм. Предложенная в первой главе работы классификация включает семнадцать наименований, среди которых наиболее распространённые разновидности квестов (например, эскейп-рум) и редко встречающиеся варианты (например, антиквест). Виды квестов рассматриваются и в аспекте типовых особенностей, и с точки зрения соответствия выбранным критериям: место проведения, продолжительность, количество участников, последовательность прохождения, участие актёров и ведущих.

Во второй главе установлены взаимосвязь и взаимовлияние квестов и театральных проектов. Значительное внимание уделено иммерсивному театру как форме коммуникации современного театра со зрителем. Одновременное появление и развитие квестов в реальности и иммерсивного театра позволяет нам констатировать взаимовлияние этих форм.

Выделены театральные формы, в которых находят отражение основные характеристики квестов: театрализованная экскурсия, иммерсивный спектакль-квест, спектакль-квест и спектакль-променад. Театральные формы могут использовать особенности квестов частично («Remote X» или «В гостях. Европа») или полностью («Москва 2048»).

Влияние театра на индустрию квестов рассмотрено на примере вида квест-перформанс, сочетающего в себе особенности классического квеста в реальности и театрализованного представления. Сравнительный анализ показал, что от классических эскейп-румов квест-перформансы отличаются по сюжету, сложности загадок, площади игрового пространства, наличию актёров и взаимодействию с ними, декорациям и реквизиту. В зависимости от тематики и игровых задач выделено три основных жанра квест-перформанса, которыми представлен российский квестовый рынок: хоррор-перфомансы, экшн-перфомансы, эротические перформансы.

Ключевые слова: квест, квест-перформанс, квесты в реальности, игровая культура, театрализованное представление, иммерсивность, квестовые формы.


Курбатова Тамара Владимировна

«Публицистика и документализм в театральном искусстве (на примере пьес Д. Н. Аля)».
Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Е. А. Слесарь.

Диссертационное исследование посвящено изучению взаимосвязи документалистики и публицистики как литературного явления и его диалогических связей с текстом театрального искусства. Одним из ярких явлений документальной драматургии, впитавшим пафос нового публицистического языка дискуссии в отечественном театре, стало творчество учёного, сатирика, публициста Даниила Натановича Альщица (Аля; 1919 — 2012), расцвет творчества которого пришелся на 60-е — 80-е годы ХХ в. Особое отношение к фактуре документа во многом определило художественное своеобразие его драматургии, отличающейся документализмом и выразительной публицистической доминантой.

Целью диссертационного исследования являлось изучение публицистической эстетики и документализма в драматургии и театре (на примере пьес Д. Н. Аля). Рассмотрены этапы развития и черты публицистики как обособленного литературного жанра и изучены формы литературной публицистики и документализма с её проявлениями в театральном искусстве. Исследуются проблематика и поэтика пьес Д. Н. Аля, проанализированы элементы публицистики и документализма в его драматургии и сценических интерпретациях его произведений.

Изучение принципов публицистики и документализма, истории их становления в литературе и театральном искусстве позволило рассмотреть динамику развития литературного жанра публицистики, его синтетической природы и отдельных черт: социальной, политической ориентированности, экспрессивного, агитационного и дискуссионного характера, событийной актуальной основы, доминантность авторской позиции, направленной на формирование общественной повестки. Присущие публицистическому стилю черты, находят своё отражение как комплексно, так и обособлено, что позволяет говорить лишь о публицистической тенденциозности в различных явлениях театрального искусства, а не об отдельном типе театра или режиссуры.

Исследование драматургии Д. Н. Аля позволило проанализировать особенности использования документализма в драматургии и театре. Фактологическая основа, заявленная в произведениях драматурга, подвергается историческому обобщению, что обуславливает отсутствие документалистики в драматургии в чистом виде. Преобладающей её чертой в произведениях Д. Аля является сатирическая форма повествования, элементы гротеска и языковая игра. Документ представлен через призму гротескного соединения реального и вымышленного. Особое место в драматургии принадлежит сюжетной модели судебного процесса, присущей эстетике Б. Брехта и Э. Пискатора.


Маханькова Мария Николаевна

«Образ Родины в современной праздничной культуре».
Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: доцент И. И. Телеева.

Диссертационное исследование посвящено исследованию образа Родины. Образ Родины и его репрезентации в праздничной культуре используются в нашей стране для того, чтобы раскрыть, опровергнуть или подтвердить важные политические и нравственные проблемы, придать действию особую эмоциональную окраску.

Цель исследования — проанализировать многообразие образа Родины в современной праздничной культуре.

Репрезентация образа Родины в праздничной культуре подробно не исследовалась, хотя в большинстве национальных праздников образ Родины, «Родины-Матери», зачастую играет основополагающую роль, являясь идейным центром представления. В данной работе мы выделяем и систематизируем общие характеристики образа Родины, проводим взаимосвязь с вариантами репрезентации образа Родины, свойственными для театрализованного представления, доказываем, что российские режиссёры-постановщики театрализованных представлений активно используют сформировавшиеся, устойчивые образы и ищут новые репрезентации образа Родины в праздничной культуре.

Методология исследования основана на совместном применении нескольких методов, как-то: метод теоретического анализа литературы и периодических изданий, метод сплошной выборки, наблюдения и описания материала, сопоставления, логических импликаций, эмпирический метод.

В работе изложены основные результаты исследования, выделен ряд особенностей использования образа Родины в массовых праздниках и представлениях. В результате исследования выявлено, что элементы идейно-вербального образа Родины, наделённые визуальными и аудиальными свойствами, создают непосредственно художественный образ, переходя в структуру театрализованного представления.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученный теоретический материал значительно способствует дальнейшему развитию инструментария режиссуры массовых театрализованных представлений и праздников. Результаты анализа особенностей репрезентации образа Родины, систематизации его многообразия в современной праздничной культуре могут успешно использоваться в учебном процессе.

Ключевые слова: Родина, Образ Родины, Родина-Мать, родной край, защитник Родины, художественный образ, репрезентация, праздничная культура, театрализованное представление, праздник, режиссура.


Непоспехова Ксения Александровна

«Педагогический вклад З. В. Савковой в методику преподавания сценической речи».

Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор О. И. Марченко.

Работа посвящена исследованию методики преподавания речевого мастерства заведующей кафедрой сценической речи, профессора нашего института З. В. Савковой. Проследив развитие речевой педагогики со времени формирования актёрского ремесла в России с XVIII в. до современности, мы выявили педагогов, актёров, режиссёров и деятелей культуры, оказавших большое влияние на развитие предмета «сценической речи» как средства воспитания людей творческих профессий, а также проанализировали педагогический путь заслуженного деятеля искусств РСФСР, кандидата искусствоведения З. В. Савковой.

Цель настоящей работы состояла в выявлении педагогического вклада З. В. Савковой в методику преподавания сценической речи. В диссертации исследовано развитие методики преподавания сценической речи Ленинградской театральной школы, которую представляет Зинаида Васильевна. Помимо этого, в работе даётся анализ принципов воспитания техники сценической речи К. С. Станиславского. В связи с этим были выявлены основные элементы, которые в последующем З. В. Савкова будет использовать в своей педагогической практике и формировании собственной методики работы над голосом.

Изучая методику преподавания сценической речи Савковой, мы рассмотрели вербальные выразительные средства, используемые в театрализованных представлениях и праздниках, которые выделяет Зинаида Васильевна. А также провели их подробный анализ.

В заключении мы пришли к выводу, что методика преподавания сценической речи З. В. Савковой обладает уникальным авторским подходом, и одновременно демонстрирует преемственность и взаимообогащение разных школ работы над голосом и речью.

Ключевые слова: сценическая речь, речевое действие, актёрское мастерство, режиссура, звукообразование, голосообразование.


Санников Никита Дмитриевич
«Отечественный плакат в театрализованных представлениях и праздниках».

Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Т. В. Астафьева.

Диссертационное исследование посвящено отечественному плакату как неотъемлемому компонентукультурной жизни страны, который сопутствовал всем значительным художественным мероприятиям и являлся информационно-эстетическим медиатором. Рассмотрено формирование отечественного плаката в течение всего XX в. и начала XXI в.: от его официального признания как культурного факта, до интегрированной формы в современных праздниках и представлениях. Предпринимаются попытки фиксации и описания AR-технологии в плакатном искусстве в пространстве праздника.

Цель исследования заключается в определении места и роли плаката в современных театрализованных представлениях и праздниках.

Методология исследования базируется на историческом методе, описательном методе, сравнительном методе.

Методом сравнения советских и современных плакатов и афиш праздничных мероприятий, были выявлены основные критерии нового плаката в праздничном пространстве. В работе выделяется и подробно анализируется один из приёмов эффективного привлечения внимания и стимулирования зрительской активности как метод «суггестивной визуализации».

Рассматривается новая тенденция современного праздничного пространства как фотозона. Изучаются новые формы её существования в контексте праздников и представлений и даётся ряд рекомендаций для эффективного воздействия фотозоны на зрителя.

Итогом исследования является то, что новейшие концепции и тенденции развития современного искусства плаката базируются на глубоких традициях графического дизайна и сочетаются с новейшими достижениями в области медиа-визуализаций.

Цветкова Валерия Витальевна

«Цветовое и световое пространство в праздновании Дня Военно-Морского Флота».
Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: кандидат филологических наук, старший преподаватель Ю. Ю. Мариничева.

Цвет имеет важное значение не только в ориентации человека в пространстве, но и в формировании его благоприятного психологического восприятия. В соответствии с принципами теории цвета, эффект воздействия на зрителя варьируется в зависимости от того, что именно он видит, какое сочетание оттенков использовано, освещённость, чистота цвета и его интенсивность.

Цель работы — выявить особенности и определить закономерности использования цвета и света в праздновании Дня Военно-Морского Флота на примере празднования Дня ВМФ в Санкт-Петербурге и Севастополе за 2019 г.

В работе были использованы такие методы, как сравнение, анализ, аналогия, описание, обобщение, наблюдение.

Результаты исследования показали, что в ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержание, определяются методы и приёмы. Основываясь на перечисленных аспектов каждый праздник имеет свою колористическую основу или другим словом колористику.

В данной работе были определены закономерности воздействия цвета на восприятие зрителя театрализованного представления и праздника. Именно в колористике заключается главная эмоциональных составляющих праздничного события. От выбора доминантного цвета праздника зависит степень и направленность оказываемого психологического влияния на человека.

Представленная работа может быть использована для повышения качества и эффективности воздействия на зрителя, так как она фиксирует основные принципы, по которым тот или иной цвет рождает ассоциативные ряды связанные с праздничным событием. Ясное понимание символики цвета представляется нам важной составляющей для организации театрализованных представлений и праздников.

Ключевые слова: цвет, свет, колористика, символ, тон, ассоциация, гамма, колорит, контраст, гармония, праздник, флот, День ВМФ.