Защищённые диссертации (2019 г.)

Защита состоялась на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного института культуры 28 июня 2019 г.:

Передня Олеся Викторовна

«Праздник как инструмент социализации ребенка».
Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: профессор А. И. Березин.

Сегодня праздник, как феномен культуры, используется в разных блоках деятельности человека, в том числе и как инструментарий для решения психологических, педагогических, социальных и прочих задач. В нашем исследовании под социализацией мы понимаем процесс усвоения ребенком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация детей младшего школьного возраста характеризуется новым социальным статусом, связанным с началом процесса обучения. У ребенка формируется собственное мнение, избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательная активность.

Рассматривая социализацию детей через праздник, мы говорим о социальной адаптации, как об основном механизме социализации именно в праздничной культуре. Реализация социализирующей функции детского праздника способствует приобретению детьми социального опыта совместной деятельности, овладению системой общественных отношений и социально одобряемого поведения. Через праздник ребенок освобождается от режимной учебной напряженности, испытывая положительные чувства и эмоции, легко усваивает основные идеи того или иного праздника, незаметно для себя вступает в процесс социализации, непринужденно, легко, весело (Познание-Эмоции-Практика). Все эти составляющие совпадают с когнитивным, эмоциональным и поведенческим механизмами социальной адаптации.

Взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности), способствует свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

Иными словами, детский праздник представляет собой культуротворческую форму организации совместных действий детей и взрослых, событий, специально сконструированных ситуаций, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующих формированию его личностных и социальных качеств, приобретению социального опыта и установки на общечеловеческие ценности.


Передня Олеся Викторовна

«Иммерсивный театр как современная форма театрализованных представлений. Новые механизмы режиссуры театрализованных представлений в достижениях и приёмах иммерсивного театра».
Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент А. Ф. Некрылова.

Изучая условия формирования и практику иммерсивного театра последних десяти лет, автор диссертации анализирует наиболее успешные примеры данного направления современной художественной тенденции и на основании этого опыта, обозначает новые механизмы режиссуры театрализованных представлений, а также подходы к активизации зрителя и пространства.


Слюдов Алексей Александрович

«Карнавализация зрелищной культуры России: художественно-организационный аспект».
Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент А. Ф. Некрылова.

Празднества карнавального типа в разные периоды развития культуры играли огромную роль в жизни человека. Появлявшиеся различные театрализованные формы в своём художественно-организационном аспекте формировали особую природу именно карнавальной зрелищности.

Цель работы — выявить принципы и художественные методы организации карнавала в праздничной культуре России.

В данном диссертационном исследовании предпринята попытка рассмотреть «русский карнавал» как явление праздничной культуры современной России. Карнавальные формы предшествующих эпох можно справедливо считать лишь попытками внедрения карнавального сознания, которые являлись, по сути, элементами культурной революции, предпринимавшейся монархами новой формации (Петр I и Екатерина II). Революция, прогремевшая в России в 1917 г., также резко повлияла на карнавализацию зрелищной культуры. Выделение смысла «русского карнавала» как отличной от европейской модели формы связывается, в первую очередь, с традициями современных петербургских карнавальных празднеств, а также с осмыслением практиками культурологических и философских концептов карнавализации. Данные карнавальные формы в современной культуре, впоследствии, трансформировались в опыты осмысления карнавала через формы постмодернистского искусства: перформанс, перформанс-арт, хеппенинг, акционизм.

В работе концептуально сформулированы современные взгляды на развитие форм «русского карнавала», которые типологизируются в определенные тенденции карнавализации зрелищной культуры России. Выявленные в ходе исследования принципы формирования концепта «русского карнавала» приводят к формулированию понятия «карнавализация карнавала», в котором отмечается размытость критериев его концептуального содержания.

Ключевые слова:карнавал, русский карнавал, праздничная культура, театрализованное представление, карнавализация карнавала.


Телегина Марина Сергеевна

«Фестивали косплея в современной зрелищной культуре».
Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Т. В. Астафьева.

Работа посвящена истории развития косплей-движения и современным тенденциям российских сценических косплей-выступлений в XXI веке. В работе рассматриваются несколько точек зрения на зарождение косплея. Выделены базовые критерии, дифференцирующие косплей от костюмизации, и их эволюция, связанная с формализацией и профессионализацией косплея. Проанализирована целостная организационная структура фестивалей косплея, художественно-эстетические аспекты режиссуры сценических программ, как театрализованного действа, а также отдельные выступления косплееров.

Цель настоящей работы — проанализировать фестивали косплея в России в начале XXI века на примере фестивалей в городах Воронеж и Санкт-Петербург. Диссертация написана на материале русских и многочисленных иностранных исследований, в том числе американских малотиражных любительских изданий, которые на данный момент не имеют русскоязычного перевода.

В работе описаны процессы интергации режиссерских приемов и аудиовизуальных средств художественной выразительности из режиссуры театрализованных представлений, и праздников в сценическую практику косплееров. Рассмотрено возникновение смежных форм на стыке театрализации и формата дефиле.

Исследование строится на анализе косплей-выступлений в рамках сценической программы «Всероссийского фестиваля японской анимации» (г. Воронеж) и фестиваля «AVA Expo» (Санкт-Петербург).

В результате исследования выделены ключевые периоды формирования и развития косплея в США, Японии и России, его формообразующие элементы и атрибуты, а также определены современные тенденции российского косплей-движения, связанные с развитием художественно-игрового аспекта выступлений.


Траханов Олег Николаевич

«Художественно-эстетическое своеобразие военно-музыкальных фестивалей (на примере «Спасской Башни»)».
Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Е. А. Слесарь.

Диссертация посвящена зарождению военно-музыкального движения Military Tattoo, его основным художественным трансформациям, в процессе которых образовались основные исполнительские практики: military bands и tattoo. Рассмотрена эволюция форм репрезентации военной музыки в публичном пространстве: от ее использования в воинских ритуалах, до ее интеграции в практику не-военного пространства, в которой она становится явлением уже не военной, а мирной жизни, и позиционируется как фон мирного и досугового времени. Исследуется последовательное движение от плац-концерта к фестивалю «Спасская Башня», в котором военная музыка эстетизируясь, отделяется от сугубо военного назначения — демилитаризуется.

Цель исследования заключается в анализе художественно-эстетического своеобразия военно-музыкальных представлений в рамках фестиваля «Спасская Башня».

Методология исследования базируется на историческом методе, структурном методе, иконографическом методе.

На примере представлений в рамках фестиваля «Спасская Башня» за 2017-й и 2018-й года выделены генеральные элементы военно-музыкальной эстетики. Также подробно исследованы взаимоотношения режиссуры театрализованных представлений и воинского искусства, которые вместе формируют новый тип художественной выразительности. В работе выявляются художественно-эстетические критерии, по которым осуществляется оценка выбранных представлений.


Хоробрых Яна Дмитриевна

«Роль Б. Н. Петрова в становлении и развитии спортивной режиссуры СССР».
Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент В. Ф. Кудашов.

Диссертация посвящена роли личности в истории отечественной спортивной режиссуры.

На сегодняшнем этапе, когда жанр МСХП (массовых спортивно-художественных представлений) вновь претерпевает эволюционные изменения, возникает потребность современного осмысления становления жанра и систематизации архивной информации о праздниках, которые создавались мастером редкой профессии. Актуальность исследования обусловлена 100-летием жанра спортивной режиссуры (1919-2019), а также и тем, что в 2022 году исполняется 100 лет со дня рождения Народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР (1985), заслуженного тренера РСФСР, полковника, заведующего кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного института культуры (1982-2003), профессора Бориса Николаевича Петрова.

Интервьюирование режиссерско-постановочной группы, родственников и коллег Б. Н. Петрова, позволило понять феномен личности спортивного режиссера и контекст того времени, в котором реализовывалось его творчество. Особая ценность работы заключается и в том, что исследование о роли личности в истории спортивной режиссуры проведено нами впервые и также впервые составлена полная хронология историографии спортивной режиссуры в СССР, а также хронология развития выразительных средств МСХП по каждому периоду в неразрывной связи с выявлением авторских постановочных решений Б. Н. Петрова, что позволило нам наглядно выявить научно-теоретический и практический вклад Бориса Николаевича в становление и развитие спортивной режиссуры CCCР. В рамках научной работы нами изучена и описана хронология всех праздников и научно-методических работ Б. Н. Петрова.

Объём проведенного исследования, включая Приложения составляет 192 страницы.


Якубина Юлия Валерьевна

«Шествия и демонстрации как формы современной праздничной культуры России».
Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: доцент И. И. Телеева.

Работа посвящена изучению шествий и демонстраций как форм праздничной культуры России.

В результате проведенного исследования изучена история зарождения и развития шествий и демонстраций как отдельных форм праздничной культуры, проведен сравнительный анализ шествий и демонстраций в контекстах праздничной культуры СССР и современной России.

В работе изложены основные результаты исследования, выделен ряд особенностей и элементов, отличающих шествия и демонстрации от других форм праздничной культуры, а также подведены итоги изучения данной темы.