Защищенные диссертации (2021 г.)

Ефремова Любовь Владимировна

«Перформативные практики фестиваля “Burning Man”».

Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Профиль: «Театрализованные представления и праздники».

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Е. А. Слесарь.

Фестиваль «Burning Man» является феноменом современной контркультурной среды, поскольку с каждым годом претерпевает изменения, обретая новый уникальный облик, в зависимости от творческих поисков его участников. Перформанс, как театрализованная форма, прочно вошёл в практику фестиваля за счёт эволюционно приобретенных качеств: телесность, интерактивность, спонтанность, эклектичность, экспериментальность и эпатажность. Предполагаемая неизменность обрядовых концепций фестиваля (обряд посвящения в «бёрнеры», традиции дарения, сжигание чучела) бросает вызов общепринятым представлениям о границах ритуала и перформанса.

Цель диссертационного исследования заключалась в художественном анализе перформативных практик фестиваля «Burning Man». В первую очередь, были рассмотрены теоретические подходы к определению перформатики. Базисными теоретико-методологическими основами выступали работы, раскрывающие концептуальные положения и эстетические особенности перформативного искусства. Выделены исторические этапы формирования перформанса, как отдельного вида искусства, а также его формообразующие принципы. Рассмотрены перформативные характеристики, эстетическое своеобразие и культурные предпосылки возникновения фестиваля. Исследовался вопрос о взаимосвязях сообщества «Burning Man» с религиозными структурами через фиксацию и последующую рецепцию художественного опыта, получаемого на фестивале.

Как театрализованное мероприятие, «Burning Man» опирается на давнюю традицию праздничных торжеств - карнавальные шествия, исторически позволявших обществу на время возвыситься над обыденностью, отстраниться от насущных проблем и привычных социальных норм. Сегодня фестиваль знакомит людей с воздействием искусства перформативности, помещая их в контекст событий и элементов экспериментального театра.

Широкий интерес современного общества к «Burning Man» обусловлен возможностью проведения эксперимента с приобретением альтернативного опыта, осмысления идентичности и духовности. Участники фестиваля, как свойственно индивидуалистам, идиосинкратически задействуют многообразные и безграничные культурные ресурсы. Вовлекаясь в многообразие мировых верований и символов, художники смешивают разрозненные концепции, с помощью которых открывается возможность для реализации своих личных духовных намерений, но не религиозных исканий. Настоящая работа доказывает, что комплекс выработанных на фестивале практик является формой современной аксиологической структурации индивида, формирующей художественную картину мира и позволяющей участнику реализовать собственные духовные установки и интенции.


Федулова Виктория Викторовна

«Нетрадиционные формы репрезентации современного оперного искусства в России».

Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Профиль: «Театрализованные представления и праздники»

Научный руководитель: доцент И. И. Телеева.

Целью диссертационного исследования является выявление структурных изменений в современном оперном искусстве России в связи с внедрением в него элементов режиссуры театра масс. Исследование базируется на материале оперных постановок России, а также работ исследователей режиссуры театрализованных представлений и праздников. В результате исследования, на основе выведенных критериев, были выявлены структурные изменения оперного искусства, сложившиеся в связи с внедрением в него элементов режиссуры театра масс.

Актуальность темы исследования репрезентации современного оперного искусства в России определяется условиями расширения зрительской аудитории и выведения оперного искусства на новые площадки, доступные массовому зрителю. Происходит проникновение элементов режиссуры массовых театрализованных представлений и праздников в режиссуру оперного искусства. Задача современных оперных режиссеров – доказать, что оперное искусство не для «элитарной» публики, оно доступно каждому зрителю. Таким образом, современное оперное искусство претерпевает ряд изменений, связанных с внедрением его в массы. Появляется необходимость переосмыслить оперный театр в условиях глобализации мирового сообщества. Сегодня в области культуры сверхдинамично развиваются крупномасштабные проекты, которые формируют оперное пространство, доступность к которому уже не лимитируется с точки зрения его географического положения. Одна из основных тенденций развития оперной культуры образуется в конце ХХ века, когда появляется необходимость в преодолении сложившихся театральных традиций. В первую очередь этот процесс воплощается у практиков театра, которые выходят за пределы театральных залов, что приводит к появлению нового сценического пространства.

Научная новизна работы заключается в выработке нового концептуального взгляда на предмет исследования, содержание которого формируется не изолированно и автономно, а строится на основе анализа общих эстетических категорий и художественных направлений, равно свойственных как музыкальному, так и массовому театру. В данной работе впервые предпринимается попытка проследить влияние театра масс на оперное искусство на примере сравнительного анализа оперных постановок России.