Образовательная стратегия магистратуры

   Евгений Александрович Слесарь

кандидат искусствоведения, доцент,

руководитель магистерской программы

В современном российском образовательном процессе, где Болонская модель, интернируясь, все более сегментирует университетское поле, появляются различные программы бакалавриата и магистратуры. Часто, забывая о том, что магистратура пришла в российскую систему образования в ХVIII веке еще с подачи М.В. Ломоносова, современные педагоги предрекали с ее появлением упадок отечественной высшей школы. Впрочем, наряду с расхожими мнениями о том, что болонский образовательный концепт унифицирует университетские программы и подходы, размывая сложившиеся национальные традиции высшей школы, вместе с тем, его существование позволило конкретизировать и концептуализировать ряд профессиональных областей. Следует сразу оговориться, что статья не претендует на собственно научный статус и носит исключительно методико- эмпирический характер, в основе которого лежит описание опыта образовательной программы магистратуры по направлению «режиссура театрализованных представлений и праздников», впервые разработанного и апробированного в Санкт-Петербургском государственном университете культуры (ныне Санкт-Петербургский государственный институт культуры — далее Институт) в 2012 году по инициативе профессора, доктора культурологии, народного артиста РФ Олега Леонидовича Орлова.

Опыт кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Института берется за основу, потому как именно профессорско-преподавательским составом кафедры впервые в России был создан образовательный стандарт и разработана предметная база. Однако, если предметная база и стандарт – это всегда образовательная тактика, предполагающая решение локальных образовательных задач, то принципиальным для кафедры была постановка образовательной стратегии в магистратуре как генерального концептуального вектора.

Сразу обозначим, что мы понимаем под этим уже ставшим расхожим понятием. Образовательная стратегия — это система междисциплинарных правил и операций, интегрированных в учебный процесс и направленная на выработку у студента (магистранта) профессиональных компетенций. Которые обусловлены базовыми характеристиками программы. Поскольку магистратура заявлялась по характеру как академическая, то основными видами деятельности для нее были определены: научно- методическая и научно-исследовательская деятельности. Обоснованно, что базовые виды деятельности и определили набор тех правил и операций в образовательном процессе, конструирующих образовательную стратегию. Таким образом, если образовательной доминантой является научный подход к режиссуре театрализованных представлений и праздников, то главной целью выступает концептуализация художественного опыта режиссуры театрализованных представлений и праздников и включение этой области в научное и критическое поле театроведения, искусствоведения и культурологии.

Так исторически сложилось, что театральное искусство продолжает существовать в парадигме театроведения, тогда как режиссура театрализованных представлений (или как ее прежде обозначали режиссура массовых праздников) была по идеологическим причинам искусственно выведена из художественного пространства театрального искусства.

В 60-е годы прошлого столетия по всей территории СССР были созданы отдельные кафедры массовых представлений и праздников, что в результате сепарировало профессиональное сообщество на режиссеров театра и режиссеров, занимающихся массовыми театрализованными представлениями и праздниками. Эти изменения привели к разрыву режиссуры массовых форм с институцией художественной критики, которая и занималась концептуализацией современного театрального процесса. Театральная критика во многом перестает в 60-80-е годы заниматься фиксацией и рецепцией эстетики массовых представлений и праздников, расценивая ее художественный статус как исключительно агитационный и идеологический, что в некотором роде справедливо. Таким образом, исчезновение театра массовых форм из критической традиции, анализирующей театральные структуры, лишила современных исследователей режиссуры театрализованных представлений и праздников полноценных историко-критических работ, в которых бы полно были зафиксированы и осмыслены языком театроведения опыты режиссеров массовых форм.

В сложившейся ситуации, перед современными исследователям режиссуры театрализованных представлений и праздников стояла главная цель — концептуализация этого опыта, которая осуществима лишь с опорой на классические методы театроведения [1]. Другими словами, в основу образовательной стратегии были положены принципы ленинградской театроведческой школы [3].

Процесс обучения строиться на четырех векторах: общая методика научного исследования, основные научные школы и подходы в изучении театрального текста, генеральные отечественные и зарубежные режиссерские концепции и методы описания, реконструкции и анализа театрализованных представлений и праздников.

Общая методика научного исследования предполагает работу с основными категориями в методологии науки через научную литературу — вычленение из научного текста предмета, объекта исследования, выделение методов и его структурных элементов. Главная задача здесь — это получение первичных навыков работы с научной литературой. На материалах статей, рецензий студент обучается сначала элементарным операциям по выделению предмета, объекта, структуры и методов, используемых автором, а далее основным формам работы с научным текстом: реферированию, аннотированию и анализу. В семинарскую работу берется театроведческая или искусствоведческая статья, чей предмет, хоть и рассматривается в рамках локального объекта, является фундаментальным для театра и зрелищных искусств. Кроме того, работа с текстом может носить серийный характер, когда та или иная фундаментальная категория рассматривается в рамках серии статей на смежную тему или общую темы или сопоставляются первичный и вторичные научные источники. Например, осуществляется сначала анализ концепции праздника А. И. Мазаева, а потом работа с текстами, представляющими рецепцию на его работы.

Параллельно магистрантам читается блок историко-теоретических дисциплин, посвященный теории и методологии, условно обозначенный как: основные научныешколы и подходы в изучении театрального текста, где студент, знакомясь уже с первичными источниками, изучает сложившиеся в зарубежном и отечественном театроведении школы (формальный метод, герменевтика, семиология, структурализм и др.). Этот вектор образовательной стратегии выделяет инструментарий, позволяющий магистранту далее работать с природой и структурами театрализованного представления (от мифологических моделей и функций фигур в празднике до навыков «чтения» зрелищного текста).

Третий вектор — это генеральные отечественные и зарубежные режиссерские концепции, включающий изучение основных режиссерских направлений (натурализм, символизм, сюрреализм, экспрессионизм, антропологическая школа и др.), который позволяет вписать эстетические открытия театра массовых форм в парадигму мирового театрального процесса. К этому же предметному блоку относится работа с литературными структурами театрализованных представлений и праздников, включающие знания в области истории и теории драмы и анализ уровней сценария театрализованного представления, работа с романными и эпическими структурами зрелищного текста.

Однако наиболее существенным в образовательной стратегии представляется вектор, призванный обучить методам описания, реконструкции и анализа театрализованных представлений и праздников, на основе сложившихся методов ленинградской театроведческой школы. Главная задача — это описание формы и эстетики театрализованного представления или праздника с позиций языка зрелищных искусств. Исторические и современные формы театрализованных представлений или праздников, выступают для магистранта здесь в качестве материала для отработки трех базовых форм рецепции зрелищного текста: реконструкция исторических форм представления или праздника [2], запись современного представления или праздника и анализ его структуры.

Обобщая, отметим, что все представленные векторы образовательной стратегии выполняют важную роль в написании диссертационного исследования — итога обучения, где общая методика и генеральные режиссерские концепции выступают методической основой историко-теоретической, историографической частей работы, а научные школы и подходы, вкупе с методами ленинградской театроведческой школы, призваны снабдить магистранта необходимым инструментарием для работы с конкретными зрелищными практиками и анализа структур, которым посвящена большая часть диссертационного исследования. Таким образом, логика четырех векторов в нашей образовательной стратегии – это путь исследователя от историографии до анализа ткани представления или праздника.

Представленная модель направлена на создание интегральной формы образования, где магистрант может помыслить режиссуру театрализованных представлений и праздников как целостную и взаимосвязанную систему в общей парадигме театрального искусства, описать ее элементы и выявить ее историко-культурные закономерности.

Литература:

1. Гвоздев А. А. Итоги и задачи научной истории театра. //Задачи и методы изучения искусств. — Пг.: Academia, 1924. — 239 с.

2. Гвоздев А. А. О смене театральных систем // О театре: Временник Отдела истории и теории театра Государственного института истории искусств: Сборник статей. — Л.: Academia, 1926. — 151 с.

3. Песочинский Н. В. О театроведческой школе А. А. Гвоздева. // «Ревизор» в театре имени Вс. Мейерхольда: Сборник статей. СПб.: РИИИ, 2002. С. 131–151.