03 июля 2019
325

Выпускные экзамены-концерты бакалавров и магистрантов кафедры русского народного песенного искусства

27 июня кафедра русского народного песенного искусства с большим успехом провела два экзамена-концерта в рамках защиты выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Искусство народного пения».

Первый экзамен-концерт проводился в переполненном слушателями Камерном зале и представлял собой исполнение сольной концертной программы магистрантами: лауреатами международных и всероссийских конкурсов С. Лебедевым и Ю. Черняновской (класс сольного пения профессора В. М. Сивовой) и лауреатом международных и всероссийских конкурсов А. Отт (класс сольного пения доцента Т. В. Шастиной).

Молодые исполнители, обучавшиеся у своих педагогов шесть лет (четыре года по программе бакалавриата и два в магистратуре), подготовили прекрасные, содержательные и отличающиеся друг от друга программы. Они высветили профессионализм, необыкновенную индивидуальность и красоту тембров их голосов, музыкальность и артистичность, блестящее владение техникой пения и самыми разнообразными средствами художественной выразительности, позволившими создать незабываемые образы.

В программе концерта прозвучали произведения разных жанров и направлений народно-песенного исполнительства. Все магистранты исполнили собственные расшифровки записей по материалам фольклорно-этнографических экспедиций в различные регионы России: с. Усть-Цильма (Республика Коми), с. Черняное (Тамбовская обл. и др.), а также авторские сочинения (В. П. Соловьева-Седого, Ю. Милютина, Н. Мешко, В. Мурадели и др.) и обработки русских народных песен.

Магистрантам в реализации художественно-творческих проектов помогали концертмейстеры: А. В. Васильев и А. В. Шастин; студенты и выпускники разных лет кафедры русского народного песенного искусства: ансамбль «Родник» (руководитель — доцент Т. В. Шастина); Я. Шастин; ансамбль «Пташица» в составе: В. Курбанмамадова, С. Кошелева, руководитель — Л. Брагина; ассистент-стажёр Е. Махнач. По сложившейся традиции в концерте принимали участие студенты и выпускники кафедры народного инструментального искусства (и.о. заведующего кафедрой, доцент О. В. Бычков).

Ансамбль «Стиль-квартет» (руководитель А. Смертин) — один из коллективов Концертного зала «Петербургские серенады» (г. Пушкин), органично вписался в праздничную атмосферу экзамена, украсив её новым изысканным колоритом звучания народных инструментов.

Позже, в Белом зале, состоялся второй экзамен-концерт «Пока жива душа…», подготовленный студентами-бакалаврами выпускного и первого курсов кафедры русского народно-песенного искусства (руководитель — лауреат международных и всероссийских конкурсов О. А. Торопова; консультант программы — кандидат искусствоведения, доцент Е. Е. Васильева). Сценическую постановку осуществила выпускница Валерия Булавинская. В спектакле принимал участие Детский фольклорный театр «Подсолнухи» (руководитель — студентка заочного отделения кафедры русского народного песенного искусства Ю. В. Михайлова).

По учебной шкале экзамен-концерт, а по сути — спектакль. Кафедра давно обращается к театральным формам репрезентации традиционного песенного наследия; многие обращения были удачными, яркими, горячо обсуждались. Недаром, в последние годы успешно разворачивается проект «театра фольклора» в рамках Фольклорного научно-образовательного центра им. И. А. Волкова. Логика программ-спектаклей, как правило, основывается на собранном и изученном этнографическом материале, получающем символическое выражение в кратких сценах.

Представленный студентами спектакль имеет совсем иной сюжет: судьба молодого человека, от младенчества до отцовства. Надо сказать, что подобные переложения женской судьбы («Любовь и жизнь женщины», «Бабья доля») испробованы, прекрасно выполнялись на основе южно-псковских и липецких традиций.

Однако, новое не только в перемене рода центрального лица спектакля, но и в тональности рассказа о судьбе: не вечное, идеальное (или идеализированное) становится предметом изображения, а исключительное, неправильное. Брошенное дитя, непринятый в детскую и молодёжную ватагу парень, преследуемый деревенскими пересудами, разлученный со всеми армейской службой — в мощном порыве любви, материнской и девичьей, — становится участником светлого и ясного мира. Как будто исправляется кривизна пространства.

Музыкальное решение спектакля и обычно, и необыкновенно. В нём сплетены песни разных жанров, принадлежащие разным локальным традициям (Псковской, Калужской, Рязанской областям) и авторские произведения (Г. Свиридова, А. Пахмутовой, Н. Кутузова и др.). Так положено, что в программе экзамена-концерта необходимо показать владение стилистически разнообразными произведениями.

Необыкновенно то, что они не разделены на самостоятельные «блоки» или отделения, а связаны органически в ходе действия. «Баюшка», детские игры, хороводы, перепалки комических персонажей, ярмарочная суета, трагически надрывный «Скобарь», сдержанная страсть переходящая от целомудрия к личным переживаниям, материнская молитва и духовные стихи — так постепенно расширяются и высятся один за другим круги, смыслы — так выстраивается судьба. Исполнительская сторона была совершенна: в звуковой пластике ансамблей, в безупречно выстроенной динамике, в свободе и естественности поведения на сцене, во владении пространством зала.

Неохотно покидавшая зал публика, утирающая слезы и благодарно взирающая на неутомимых актёров, была поглощена вопросом: где и когда можно будет снова услышать, увидеть этот замечательный спектакль?!

Зрители поддерживали молодых артистов долгими и бурными аплодисментами, а выпускники благодарили своих педагогов за мастерство, за полученные профессиональные знания.

Материал предоставлен сотрудниками кафедры русского народного песенного искусства и Фольклорного научно-образовательного центра им. И. А. Волкова

Фото: Анна Алексеева, Н. Кауфманн

 galgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgal