13 сентября 2018
324

Реквием Слонимского прозвучал в Филармонии

Этим летом, в день годовщины начала Великой Отечественной войны, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, в рамках XIII международного фестиваля «Музыкальная коллекция», состоялось исполнение Реквиема выдающегося российского композитора, нашего современника, народного артиста РСФСР, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Сергея Слонимского. Сочинение прозвучало в исполнении Концертного хора Санкт-Петербургского государственного института культуры (художественный руководитель — Сергей Екимов), Оренбургского муниципального камерного хора (художественный руководитель — Ольга Серебрийская) и Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением заслуженного артиста России, профессора Санкт-Петербургского государственного института культуры Владимира Альтшулера.

Реквием, как жанр духовной музыки, традиционно написанный на текст заупокойной мессы, был создан композитором в 2003 г. Премьера этого сочинения состоялась спустя год, в Большом зале Петербургской филармонии, в исполнении хора и оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко. Реквием написан на канонический латинский текст, изменён лишь порядок следования частей. Музыка, посвящённая идеям страдания и покаяния, наиболее точно в этот день перекликалась со скорбью, ознаменовавшей день начала Великой Отечественной войны. Ключевая идея Реквиема для композитора — память о невинно убитых, осознание грехов и покаяние. Неким символом скорби является и то, что произведение начинается и заканчивается плачем Lacrimosa — трогательным и немного отстранённым, сосредоточенным чувством наступающей трагедии и смиренным пониманием неминуемого. «Мне особенно необходимо было написать одно в жизни сочинение, в котором абсолютно искренне, от души я должен был сам исповедаться, причаститься, высказать мои сокровенные мольбы об отпущении грехов; пожелать вечного света невинно убиенным людям и праведникам», — в одном из интервью, отметил Сергей Слонимский. Стоит подчеркнуть, что композитору в значительной мере удалось соединить стилистику средневековой музыки с современными приёмами письма, что стало интересным авторским решением.

Как и в операх Слонимского, состав оркестра был несколько сокращён и осуществлял функции «подсвечивания» звучания хора. В партитуре Реквиема имеется четыре арии (по одной для каждого солиста) и квартет. Такое построение характерно старинной традиции. В каждой арии солирует какой-то инструмент оркестра: флейта — с сопрано (Domine Jesu), кларнет — с меццо-сопрано (Libera me), гобой — с тенором (Agnus Dei), струнная группа — с басом (Rex tremendae), tutti* оркестр и хор — квартет (Hostias). Достаточно часто в номерах tutti большая роль отводится медно-духовой группе, превалирует звучание тромбонов и туб.

Звучание хора, состоящего практически из сотни певцов, произвело неизгладимое впечатление на слушателей. Объёмное и плотное звучание хора, выпуклый латинский текст и эмоциональное исполнение столь сложного по своему музыкальному языку произведения, не могло оставить никого равнодушным. Хочется отметить, что достаточно большой по составу участников хор смог по силе звука не соперничать с оркестром, а гармонично сосуществовать, порой превалируя в плотности звучания, порой уступая музыкальной теме оркестра.

Важно отметить, что концерт посетили не только петербуржцы, но и гости города, приехавшие в связи с проходящим на тот момент в нашей стране Чемпионатом мира по футболу. В зале можно было наблюдать слушателей из Бразилии, Египта, Японии, Колумбии, Германии и других стран. Такое единение представителей разных национальностей, связанных любовью к музыкальной мировой культуре, к современной академической музыке, не могло не создавать особую атмосферу, царившую в Большом зале Филармонии. Невольно возникало чувство гордости за современную русскую музыку, покорившую сердца иностранных слушателей. В завершение исполнения автора Реквиема встретили бурными и продолжительными аплодисментами.

Концерт стал настоящим музыкальным праздником для всех ценителей академического музыкального искусства, ещё раз доказав — именно музыка является тем доступным языком, который объединяет людей совершенно различных мировоззрений и культур, заставляющим людей воспринимать её как безграничный мир подлинных откровений.

Текст: Дарья Разина
Фотография предоставлена сотрудниками кафедры академического хора СПбГИК


*Tutti  (от итал. tutti — все, весь) — музыкальный термин, имеющий два значения:

  1. Тутти — как противоположность понятию соло, то есть исполнение музыки полным составом оркестра или хора;
  2. Тутти — специальная кнопка органа.

gal