Суворов Николай Николаевич

Профессор

Доктор философских наук

E-mail: suvorovnik@mail.ru.

Член диссертационного совета Д 210.019.01 СПбГИК.

Член союза художников России по секции «Критика».

В 1971 г. окончил Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. А. А. Жданова по специальности: философия; квалификация: философ, преподаватель марксистско-ленинской философии и обществознания.

С 1984 г. работает в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. С 2001 по 2012 гг. являлся деканом факультета культурологии и социологии СПбГУКИ (ныне СПбГИК).

С 1991 по 1998 гг. был директором художественных галерей «Адам», «Ева», «Артколлегия», куратором художественных выставок в Санкт-Петербурге, Париже и Лондоне. В настоящее время является куратором выставок современных художников в арт-подвале «Бродячая собака».

Кандидатская диссертация по философии: «Воображение в художественном творчестве (Философский анализ)» (1983 г.). Докторская диссертация по философии на тему: «Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма» (2006 г.).

Сфера научных интересов: проблемы современного искусства, художественное творчество, культура постмодерна, взаимодействие культурных традиций.

Преподаваемые дисциплины:

  • Арт-менеджмент и галерейное дело
  • История культуры
  • История культуры Европы
  • Культура постмодерна
  • Кураторство: история, теория и практика
  • Массовая культура
  • Мировая художественная культура
  • Современные галерейные практики

Основные публикации:

Учебники, учебные пособия:

  • Постмодернизм в мировой культуре ХХ-XXI вв.; Элитарная и массовая культура ХХ в. // Культурология в 2 ч. Часть 1. Теоретическая культурология: учебник для академического бакалавриата / С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. 2-е изд., испр. и доп.; М.: Юрайт, 2017;
  • Постмодернизм и современная культура // Теория культуры в 2 ч.: учебное пособие для академического бакалавриата / С. Н. Иконникова [и др.]; под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. 2-е изд., испр. и доп.; М.: Юрайт, 2017. 300 с. 

Монографии:

  • Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб: СПбГУКИ, 2004. 372 с.;
  • Галерейное дело. Обращение произведений искусства. СПб: Лань, 2015. 288 с.
  • Суворов Н.Н. Воображаемое как феномен культуры : [монография] / Николай Суворов ; Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный институт культуры. - Санкт-Петербург : СПбГИК, 2018. - 299 с.

Статьи:

  • «Подвалъ Бродячей Собаки» на перекрёстке времён и культур // Обсерватория культуры. 2013. № 1. С. 136-141;
  • Производство и разрушение истин: стратегии творчества // Философское образование. Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. М.–СПб, 2014. 1 (5). С. 12-19;
  • Массовая культура пожирает своих детей // Тинэйджеры в современном социуме: инвариантность и лабиринты. Сборник научных трудов. СПб: Астерион, 2014. С. 42-46;
  • Эстетика ментальной среды // Studia culturae. СПб, 2014. Вып. 22. С. 23-34;
  • Сергей Ковальский. Путешествие в Параллелошар // Сергей Ковальский. Параллелошар мира. Работы 2014 — 1969. Альбом. Серия «Авангард на Неве». СПб: ДЕАН, 2014. С. 234-238;
  • Ментальные технологии в развитии творческого мышления и воображения // Общество-среда-развитие. СПб: Астерион, 2015. № 1. С. 152-156;
  • Преодоление реальности в воображении // Общество-среда-развитие. СПб: Астерион, 2015. № 2. С. 53-57;
  • Флуктуации времени: темпоральность субъективного опыта // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб, 2015. № 4 (25). С. 35-41;
  • Животные в картине мира ребёнка. Опыт реконструкции // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия. СПб: Из-во политехнического университета, 2015. 544 с. С. 293-298;
  • Памятник культуры в спектре интерпретаций // Studia Culturae. Научный журнал по культурологии, эстетике и философии культуры. СПб, 2015. 4 (26). 245 с. С. 156-167;
  • Исторические биографии в гуманитарном образовании // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Петербургская культурологическая школа С. Н. Иконниковой: история и современность. Том 210. СПб: СПбГИК, 2015. С. 113-124;
  • Произведения искусства в процессах обращения // Архитектоника современного искусства: от модерна к постмодерну. Сб. ст. СПб: Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2015. 238 с. С. 206-217;
  • Называть новые территории. От чёрного квадрата к параллелошару // 100 лет «Чёрному квадрату» Казимира Малевича. Сб. трудов научно-исследовательской конференции. СПб, 2015. С. 47-50;
  • Преданность месту // Сергей Бакин. Альбом. СПб, 2016. С. 13-14;
  • Пространство культуры как динамическая система // Мир культуры и культурология: альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Вып. V. СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 432 с. С. 231-236;
  • Наступление воображаемого: воображаемое как явление культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб, 2016. № 2 (27). С. 73-82;
  • Между фантазмом и событием // Творчество и субъективность. Выпуск 1. Труды научно-образовательного центра «Философия современности и стратегии гуманитарной экспертизы». СПб, 2016. С. 192-204;
  • Кураторство и аукцион как свободные художественные практики // Международный журнал исследований культуры «Эйдос». 2017. № 1 (26). С. 123-131;
  • Воображаемая реальность праздника // Праздник и повседневность: эвристический потенциал детства. Сб. науч. ст. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 147-152;
  • Воображаемое как вектор смыслов // ХI Кагановские чтения Актуальные художественные практики и их теоретическое осмысление. 18-19 мая. СПб: СПбГУ, 2017. С. 54-56;
  • Памятник культуры как воображаемая реальность // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета и культуры, 2017, № 4 (33). С. 76-81;
  • Практики в поле художественной культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета и культуры, 2017, № 2 (31). С. 49-56;
  • Пространство художественной культуры // Культурное пространство России: генезис и трансформация / под общей редакцией А. Е. Хренова; Министерство культуры РФ, Санкт-Петербургский государственный институт культуры. СПб: СПбГИК, 2017. 340 с. С. 197-218;
  • Памятник культуры между предметностью и концептуальностью // Новая жизнь культурного наследия в XXI веке: культовые сооружения России и Франции (к 175-летию Альфреда Парланда) СПб, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». СПб, 2017, 160 с., С. 123-126.
  • Суворов Н.Н. Иллюзии в пространстве культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - № 2 (35). - С.6-14.
  • Суворов Н.Н. Аура вещи в утверждении культурного пространства // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - № 3 (36). - С. 62-68.
  • Суворов Н.Н. Новизна в культурном пространстве // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2019. - № 1 (38). - С. 14-21

Повышение квалификации:

  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Специальность: Гармонизация межнациональных отношений (2015 г.);
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Специальность: Психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза (2016 г.).

Общий трудовой стаж: 42 год.

Педагогический стаж: 39 лет.

Кафедра теории и истории культуры