Щипицин Александр Петрович

Доцент

В 1983 г. окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности балалайка (класс профессора А. Б. Шалова и преподавателя М. А. Данилова). 

Получил первоначальное музыкальное образование в Пермской музыкальном училище по классу баяна и балалайки, окончив его в 1978 г. Но истинной любовью на всю жизнь стала для него балалайка, чему, в немалой степени, способствовало то, что в Ленинградской Государственной Консерватории им. Н. А. Римского–Корсакова, которую закончил в 1983 г., он познакомился и учился у выдающихся музыкантов профессора А. Б. Шалова и лауреата международного конкурса М. А. Данилова.

Ещё студентом он был приглашен на работу в уникальный российский коллектив — русский народный оркестр им. В. В. Андреева ленинградского Комитета по телевидению и радиовещанию. С тех пор и по сей день творческая судьба музыканта неразрывно связана с этим оркестром, где, начиная с середины 80–х годов, он — солист и концертмейстер группы балалаек.

Уже первые сольные выступления А. П. Щипицина показали его яркую, музыкальную самобытность, которую отличают утонченность музыкальной палитры, глубокая выразительность и большое артистическое обаяние. В ту пору о нем так пишут в прессе: «… В пьесе В. Городовской «Русский перепляс» для балалайки с оркестром солировал артист оркестра А. Щипицин, оставив очень хорошее впечатление, несмотря на то, что его «окружали» выступления Б. Штоколова» (статья Б. Тарасова «Знаменитый, имени Андреева» в газете «Красноярский рабочий» за 7 июня 1985 года).

С конца 80–х годов в составе оркестра А. П. Щипицин ежегодно даёт десятки концертов в России и за рубежом. Его профессионализм, виртуозность, утончённую интерпретацию музыкальных произведений каждой программы отличают периодические издания Ленинграда, Москвы, Вологды, Череповца, Румынской прессы.

Звание дипломанта III Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в городе Тула (1986), победы в многочисленных творческих состязаниях завершились первым государственным признанием таланта музыканта. Указом президента Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1989 г. А. П. Щипицин награждён Почётной Грамотой Верховного Совета РСФСР.

В эти же годы одновременно с сольными выступлениями А. П. Щипицин начинает создавать программы для ансамблей народных инструментов. В своей статье «И песня русская лилась» А. Шахова писала: «Необходимо отметить также прекрасное сопровождение песен инструментальным трио в составе И. Кузнецова (гитара), Б. Аверина (домра), дипломанта Всероссийского конкурса А. Щипицина (балалайка). Молодые талантливые музыканты играли блестяще, что называется «от души», продемонстрировали богатейшие технические возможности народных инструментов.» (газета «Весна Нечерноземья» 1987 г.).

Продолжая традиции, заложенные великолепными исполнителями А. Шаловым и Л. Самсоновым–Роговицким в конце 80–х годов музыкант организовывает дуэт в составе А. Щипицин–Р. Гафаров, в репертуар которого вошли, в основном, обработки народных мелодий, написанных специально для дуэта балалаек. Публика восторженно встретила выступления ансамбля. Дебютом дуэта на большой сцене стал концерт 15 мая 1989 г. в зале Ленинградской Капеллы. Музыканты исполнили русские народные песни в обработке А. Шалова «Кольцо души–девицы» и «Камаринская» в сопровождении оркестра. С тех пор яркие, темпераментные выступления дуэта прочно вошли в репертуар Государственного Академического Русского Оркестра им. В. В. Андреева, и по сей день являются его Золотым Фондом. Позже, организованный А. Щипициным квартет балалаек «Коробейники» в составе А. Щипицина (балалайка), Р. Гафарова (балалайка), А. Астахова (балалайка–секунда) и А. Корниенко (балалайка–бас) не раз с успехом выступал на концертных площадках и нашей страны, и за рубежом. Н. Поспелова пишет в своей статье «Корона из Санкт–Петербурга» :«Важный штрих концерта связан с участием в нём солистов–инструменталистов А. Щипицина, Р. Гафарова, квартета балалаек. Это настоящие мастера своего дела.» («Кировская газета» от 3 октября 1991 г.)

Превосходные выступления дуэта и квартета балалаек слышала публика Вашингтона, Бостона, Атланты, Лос–Анджелеса, а триумфом стал концерт на прославленной сцене Карнеги–Холла в Нью–Йорке, где зал стоя рукоплескал русским музыкантам. Большой успех сопровождал и концерты квартета «Коробейники» в штате МЭН, где на долгие годы осталось множество поклонников, с которыми переписываются и общаются музыканты. Одна из восторженных почитательниц квартета специально приезжала в Санкт–Петербург, чтобы получить несколько уроков игры на балалайке у «самого маэстро Щипицина». Аналогичный приём сопутствовал музыкантам в Японии, Швейцарии, Германии и др. Петербургские и московские композиторы приглашают А. Щипицина для участия в своих творческих вечерах. Продолжает он записывать и свои сольные программы на радио : «Венское каприччо» Ф. Крейслера; «Вальс» С. Василенко; «Вальс–каприс» В. Андреева; «Концертино» В. Фадеева; «Испанский танец» М. Де Фальи (в собственном переложении для дуэта балалаек) и музыку Б. Чайковского к фильму «Женитьба Бальзаминовых» в сопровождении Эстрадно–Симфонического оркестра им. В. П. Соловьево–Седого под управлением С. Горковенко.

С конца 90–х годов из состава солистов Государственного Академического Русского Оркестра им. В. В. Андреева складывается новый ансамбль–трио: М. Фонина (гусли–домра), В. Фонин (баян, жалейки, волынка) и А. Щипицин (балалайка), который ведёт самостоятельную концертную деятельность в России и за рубежом. После одного из концертов трио в городе Бургосе, во время гастролей ансамбля по Испании, в котором А. Щипицин исполнил «Вариации на тему 24 Каприса Н. Паганини» П. Нечепоренко профессор местного музыкального колледжа, поблагодарив артиста, «окрестил» его «музыкальным дьяволом».

Творческие проекты А. Щипицина были поддержаны стипендией Министерства Культуры Российской Федерации, которую он получал по представлению Союза Концертных деятелей Санкт–Петербурга в 1997 г. Следует отметить, что талантливый музыкант щедро делится своим профессиональным опытом и знаниями. Являясь концертмейстером, А. Щипицин сосредоточенно и умело работает с группой балалаек, в том числе с молодыми музыкантами ГАРО им. В. В. Андреева. Под его руководством они быстро усваивают богатейший репертуар Андреевского оркестра, насчитывающий более трёхсот произведений от фольклорной музыки до классики русских и зарубежных композиторов. Одновременно А. Щипицин ведёт активную педагогическую работу в Музыкальном училище им. М. П. Мусоргского и СПбГИК. И победы учеников А. Щипицина (А. Венникова, Н. Сапуновой) в городских и республиканских конкурсах исполнителей на народных инструментах в значительной степени и несомненно обусловлены вкладом учителя.

Александр Петрович Щипицин с 1990 г. является членом союза Концертных Деятелей Российской Федерации.

Преподаваемые дисциплины:

  • специальный инструмент,
  • класс ансамбля.

Общий трудовой стаж: 35 лет.

Педагогический стаж: 35 лет.

Кафедра народного инструментального искусства