Мациевский Игорь Владимирович

Профессор

Доктор искусствоведения

В 1965 г. окончил Львовскую государственную консерваторию по специальности композиция (класс професора А. Солтыса). 

Видный отечественный композитор, этномузыколог и инструментовед, член Союзов композиторов Санкт-Петербурга, России и Украины, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Украины и Польши, академик РАЕН и Международной академии информатизации ООН.

Родился 28.06.1941 в г. Харьков. Закончил Львовскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А. Солтыса, ассистентуру-стажировку Ленинградской государственной консерватории по классу композиции профессора О. Евлахова, аспирантуру сектора инструментоведения Института театра, музыки и кинематографии (ныне Российского института истории искусств).

Автор крупных симфонических, хоровых, камерных сочинений. Среди них: Симфония-Концерт «Аз и  Я» и Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для трёх фортепиано, симфонических поэм «Воспоминания», «Памяти мастера», Концерта для оркестра народных инструментов «Перепутаница»; Оратория «Памяти Леси Украинки», «Белорусская месса», «Гимн св.Духу» для солистов,  хора и симф.орк., хоровых циклов «Духовные песнопения», «Беспокойство» на стихи Т. Ружевича, кантаты-балета «Лесная фантазия», кантат на стихи Г. Сапгира, А. Кондратьева, П. Тычины; камерных опер «Вертеп» и «Роза вместо…»; Сонатного Диптиха «Вступление в Апокалипсис» для виолончели соло, Сонаты для виолончели и фортепиано, Сонат для скрипки соло, для фортепиано, для скрипки и  фортепиано; фортепианных циклов «12 теней петербургских» и «По шляхетским мотивам», вокальных и хоровых циклов на стихи М. Волошина, В. Гиппиуса, Т. Шевченко, М. Богдановича, А. Олеся, Б.-И. Антонича, И. Драча, В. Броневского, Т. Ружевича, Я. Бжехвы, канонические и народные тексты на русском, украинском, польском, белорусском, литовском, идиш, немецком языках (и диалектах); струнных квартетов и Трио, Квинтета для духовых инструментов, произведений для скрипки, виолончели, валторны, трубы, фортепиано, поэмы для арфы «Горное солнце». Его произведения широко издаются и исполняются в лучших концертных залах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Астрахань, Петрозаводск, Великий Новгород, Самара, Новосибирск и др.); Украины (Киев, Харьков, Львов, Тернополь, Ровно, Ивано-Франковск), Польши (Краков, Варшава, Люблин, Вроцлав, Лодзь, Белосток и др.), Литвы, Эстонии, Казахстана, Германии, Японии, США и других стран.

И. Мациевский – автор музыки ряда музыкальных художественных и художественно-публицистических фильмов, получивших всемирное признание и крупнейшие международные награды (гран-при «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, высшие награды кинофестивалей в Париже, Торонто, Венеции, Толедо, Белграде и т. д.; высшую Российскую награду «Ника» и др.). Среди них «Нескладуха», «Небывальщина», «Левша», «Сказ о Федоте-стрельце», «Фараон», «Russian Dreams» («Сочинушки») режиссёр С. Овчарова; «Данчик», «Древо вечности», «Прощание», «Такая судьба» А. Каневского; «Рассыпушка» С. Гайдука, отечественных и зарубежных киностудий.

Для музыки И. Мациевского характерно сочетание классических и романтических традиций, фольклорных истоков и современных художественных поисков. Она мелодически ярка, отчетлива и ясна по форме, глубока, эмоциональна, самобытна, не лишена театральности, неожиданных смысловых поворотов, иронии, юмора. Успех его музыки в немалой степени обусловлен также большой исследовательской работой автора в области этнической инструментальной музыки славянских, финноугорских, тюркских и ряда других народов. С 1992 г. по настоящее время И. Мацивский – заведующий сектором инструментоведения Российского института истории искусств, профессор композиции и органологии, а также руководитель мастерклассов в ряде консерваторий и других музыкальных вузов России и  других стран, председатель и член жюри многих международных музыкальных фестивалей и конкурсов; член Международного Совета традиционной музыки ЮНЕСКО. Среди учеников – 6 докторов и 27 кандидатов наук, многие из которых – руководители вузов, кафедр и Союзов композиторов России и зарубежных стран.

Произведениям И. Мациевского посвящена значительная музыковедческая и музыкально-критическая литература (более 150 публикаций), статьи во многих энциклопедиях, включая наиболее престижную в современном мире – «Groves  Dictionary of Music and Musicians» (London-New York).

Преподаваемые дисциплины:

  • современная органология,
  • основы композиции,
  • история и теория инструментоведения.

Общий трудовой стаж: 53 года.

Педагогический стаж: 53 года.

 

 

Кафедра народного инструментального искусства