Клитин Станислав Сергеевич

Преподаватель

заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН, доктор искусствоведения, профессор

Клитин Станислав Сергеевич родился 15 ноября 1926 г. в Ленинграде, закончил Ленинградский государственный театральный институт им. А. Н. Островского в 1950 г., специальность «Режиссер драматического театра» (класс заслуженного артиста РСФСР, профессора Б. В. Зона).

Заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН, доктор искусствоведения, профессор, известный учёный в области эстрадоведения, режиссёр и опытный организатор театрального образования, многие годы руководивший Ярославским государственным театральным институтом, более 30 лет связанный с Санкт-Петербургской государственной академией театрального искусства, а также с Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств.

Автор книг — «Режиссёр и чтец» (1968), «Режиссёр на концертной эстраде» (1971), учебного пособия для вузов и училищ «Эстрада. Проблемы истории, теории и методики» (1987), книги очерков «Эстрадные заведения» (2002». В научных сборниках и периодических изданиях опубликовано более 120 его статей, очерков, исследований. Все они посвящены эстрадному искусству, праздничному досугу, оперетте, мюзиклу, цирку.

С. С. Клитин — постановщик спектаклей, концертных номеров и программ, член жюри всесоюзных и всероссийских конкурсов артистов эстрады и музыкальных театров.

Работая в Ярославле, трижды был избран председателем областной организации Союза театральных деятелей России.

Многолетняя педагогическая деятельность С. С. Клитина слагается из ведения творческих практических занятий актёрским мастерством, художественного руководства студенческими группами и лекционной работой.

В настоящее время профессор С. С. Клитин читает курс лекций «История и теория эстрады, оперетты и мюзикла».

Заслуги С. С. Клитина в области театрального и эстрадного искусства послужили основанием для присуждения ему учёных и почётных званий, его деятельность отмечена биографическими статьями в энциклопедических изданиях «Кто есть кто в России» (1997), «Эстрада России. ХХ век. Лексикон» (2000), «Кто есть кто в 21 веке: известные русские» (2000, 2001).

Список основных научных работ С. С. Клитина:

I. Книги:

  • Режиссер и чтец. Л., 1968, 6,5 а.л.;
  • Режиссер на концертной эстраде. М., 1971, 5,8 а.л.;
  • То же, на украинском языке, Киев, 1974, 5,8 а.л.;
  • Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., Искусство, 1987, 15 а.л.;
  • Эстрадные заведения, М.,2002, 22 а.л.

II. Статьи в научных сборниках:

  • Первые гастроли. В сб. ЛГИТМиК, Л., 1971, 0,5 а.л.;
  • Эстрада как вид искусства. В сб. «Методологические проблемы современного искусствознания», Л., 1978, 0,5 а.л.;
  • Творческое воображение и словесное действие. В сб. «Проблемы сценической речи», Л., 1979, 0,75 а.л.;
  • О некоторых формах эстрады. В сб. кафедры эстрады ЛГИТМиК, 1988, 0,75 а.л.;
  • Эстрада и эстрадность. В сб. «Проблемы развития современного эстрадного искусства», М., 1988, 0,75 а.л.;
  • Эстрада и научно-технический прогресс. В сб. «Овладевая театральной профессией», М., 1990, 0,4 а.л.;
  • Полифункциональность театров-варьете. В сб. «Урбанизация и развлекательная культура», М., 1991, 0,5 а.л.

III. Статьи в специальном журнале «Эстрада и ЦИРК»:

  • «Берлинские впечатления», 9/1979;
  • «Проблемы варьете», 5/1980;
  • «Концерт и зритель», 12/1980;
  • «Вперёд, эстрада!», 2/1981;
  • «От «Семафора» до «Чинохерни клуба», 5/1981;
  • «Нужны следующие шаги» (к завершению трехтомного издания «Русская советская эстрада»), 1/1983;
  • «Десять дней в Загребе», 7/1983;
  • «После финиша» (о VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады), 8/1983;
  • «В эстрадных театрах Ленинграда», 9/1985;
  • «Фридрихштадтпаласт» сегодня», 8/1986;
  • «Путешествие эстрадоведа», 12/1988;
  • «Иржи Сухи и другие», 10/1989;
  • «На берегах Фульды и Майна», 8/1990.

IV. Статьи в газетах и журналах (основные):

  • «За литературната естрада», «Пламък», 18/1970, София;
  • «Кому быть душой общества?», «Правда», 9.07.79;
  • «Трудности легкого жанра», «Правда», 3.11.79;
  • «Эстраде нужен режиссёр», «Вечерний Ленинград», 6.02.80;
  • «Классика и современность», «Северный рабочий», 7.07.80;
  • «Человек на арене», «Северный рабочий», 8.11.81;
  • «Децибелы или искусство?», «Учительская газета», 12.07.84;
  • «Ярославль — город театральный», «Русь», 5/1994.

Кроме того, в газетах опубликовано около 50 рецензий на спектакли ярославских театров, театров-гастролёров, концертные программы, цирковые представления.

Список основных режиссёрских работ С. С. Клитина:

I. Режиссура спектаклей в театрах и концертных организациях.

Поставлено свыше 20 спектаклей: в Ленинградском малом драматическом театре (4), в Ленинградском театре драмы и комедии (2), в Курском областном драматическом театре (4), с группой артистов Ленинградского ТЮЗа (5), в Академическом театре им. Ф. Г. Волкова (2) и др. В их числе: «Особняк в переулке» бр. Тур, «Аттестат зрелости» Л. Гераскиной, «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Два лагеря» А. Якобсона, «Женитьба» Н. Гоголя, «Сваха» Т. Уайльдера, «Хитрые выдумки» Э. Лабиша и др.

II. Режиссура концертов и массовых зрелищ.

Осуществлена режиссура более 20 концертов с большим числом участников, ряда юбилейных праздников. Концерты проходили на сценах Ленинградского малого оперного театра, концертного зала «Октябрьский», Академического театра им. Ф. Г. Волкова, концертного зала Ярославской филармонии.

В 1980-1989 гг. на сцене театра им. Ф. Г. Волкова проходили вечера, посвящённые Международному дню театра (авторство сценария, режиссура и ведение).

III. Режиссура концертных номеров и программ.

Около 80 работ с чтецами, артистами разговорного жанра, группами музыкального лектория и др. Среди актёров, с кем шла работа — заслуженные артисты РСФСР Т. Давыдова и О. Беюл («Ленконцерт»), артисты И. Озеров, В. Попов, О. Козлов, Д. Янковская («Ленконцерт»), ансамбль «Ярославские ребята», артисты В. Некрасов, Г. Малютина, Л. Евилевич, Н. Камаева, И. Рублевская (Ярославская филармония) и др.

Наиболее крупные работы: Программа стихов советских поэтов; Ю. Левитанский. Твои журавли (вечер стихов); Жак Превер. Вечер поэзии: Бокаччио. Декамерон (концерт-спектакль) в исп. И. Озерова; С. Цвейг. Мария Стюарт (моноспектакль) в исп. Т. Давыдовой; М. Горький, И. Бунин. Вечер прозы — в исп. О. Беюл; Н. Думбадзе. Кукарача, А. Вознесенский. Антиовал (вечер стихов) в исп. Л. Евилевича; А. Пушкин — М. Глинка. Руслан и Людмила, Г. Ибсен — Э. Григ. Пер Гюнт в исп. группы актеров и симфонического оркестра; И. Дунаевский. Жизнь в письмах — группа муз. лектория под руководством С. Крымской; Новеллы о любви. Сказки в музыке, Легар и Кальман — группа муз. лектория под руководством Н. Камаевой; частушки и построение программы — ансамбль «Ярославские ребята» и др.

IV. Режиссура на радио (Санкт-Петербург).

36 режиссёрских работ. Наиболее значительные: радиоспектакли «Защита» Д. Гранина, «Любовь к ближнему» Л. Андреева, «Девочка — жизнь» Н. Чуковского, творческие вечера по радио заслуженной артистки РСФСР Т. Давыдовой, народного артиста СССР П. Кадочникова, театра им. Леси Украинки, творческие встречи со студентами ЛГИТМиКа и др. Ряд постановок («Октябрьская ночь» Н. Никитина, «Девочка — жизнь» Н. Чуковского) был включен в фонд долгосрочного хранения и в течение многих лет повторялся Центральным радиовещанием.

V. Режиссура учебных спектаклей в театральных вузах.

15 спектаклей. Среди них — «Таня» А. Арбузова, «Мой брат играет на кларнете» 0. Фельцмана — А. Алексина, «Каменный властелин» Л. Украинки, «Там, где жаворонок поёт» Ф. Легара, «Оклахома» Р. Роджерса, «Хелло, Долли» Д. Уермана, «Паганини» Ф. Легара и др.

Общий трудовой стаж: 69 лет.

Педагогический стаж: 69 лет.

Кафедра режиссуры и актёрского искусства эстрады