Андрюшенков Геннадий Иванович

Профессор

Кандидат педагогических наук

Андрюшенков Геннадий Иванович (04.01.1937, г. Ленинград): исполнитель, педагог, методист. Профессор, кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ. Ведёт дисциплины: специальный инструмент (балалайка, домра, цимбалы), ансамбль, музыкальное исполнительство и педагогика, методика обучения игре на струнных щипковых инструментах, история исполнительства на народных инструментах.

В СПбГИК работает более 50 лет, из них более 40 лет — бессменный председатель УМК, ведущий преподаватель основных дисциплин кафедры народных инструментов. Среди его учеников и выпускников — руководители народных оркестров, артисты профессиональных коллективов и учреждений культуры, преподаватели музыкальных учебных заведений различного уровня. В числе их можно назвать: действительного члена Петровской академии искусств профессора А. И. Пересаду, лауреата 1-го Всероссийского конкурса исполнителей (1972 г.) Олега Гитлина, Заслуженных деятелей искусств В. И. Акуловича и В. Б. Возного, члена Союза композиторов, Заслуженного работника культуры РФ В. Н. Конова и ряда других известных народников.

Имеет большой опыт преподавания для иностранцев (из Германии, США, Китая, Монголии, Судана, Йемена и других стран).

Андрюшенков Г. И. является представителем первого выпуска кафедры народных инструментов СПб консерватории (1965 г.), которую закончил с отличием по специальностям: исполнительство (класс Заслуженного деятеля искусств профессора А. Б. Шалова и дирижирование (класс Заслуженного деятеля искусств профессора Столяра В. Р.).

Еще студентом 3-го курса консерватории Андрюшенков Г. И. начал педагогическую работу на кафедре народных инструментов в Ленинградском государственном институте культуры, где последовательно прошел все ступени: 1970 г. — старший преподаватель, 1984 г. — доцент, 1996 г. — профессор, 1999 г. — успешно защитил кандидатскую диссертацию.

В качестве исполнителя-инструменталиста Андрюшенков Г. И. участвовал в записи музыки к к/ф композиторов А. Петрова, О. Каравайчука, В. Бибергана, В. Кладницкого, И. Цветкова, А. Кнайфеля и др. , а также в постановках Санкт-Петербургского академического театра оперы и балета им. Мусоргского (Михайловского) — «Виринея» С. Слонимского и «Не только любовь» Р. Щедрина. В составе творческих групп Андрюшенков Г. И. неоднократно выезжал за рубеж, представляя отечественное народно-инструментальное искусство (Франция, Германия, Финляндия, Венгрия, Польша …).

На кафедре народных инструментов СПбГИК профессор Андрюшенков преподает пять основных дисциплин специализации (из них три лекционных курса), осуществляет научное руководство аспирантами, член ГЭК. Студенты класса Андрюшенкова Г. И. успешно участвуют в различных исполнительских конкурсах.

Андрюшенков Г. И. систематически выступает с докладами на научно-практических конференциях, на семинарах по линии городского и областного комитетов по культуре, участвует в составах жюри исполнительских конкурсов, различных фестивалей и смотров.

Профессор Андрюшенков Г. И. является автором многочисленных публикаций по вопросам народно-инструментальной культуры, педагогики и исполнительского искусства. В том числе учебники, методические пособия, репертуарные сборники, статьи в периодических изданиях, программы специальных дисциплин и т.д. Общий объём его публикаций — свыше 250 п.л.

Андрюшенков Г. И. является «жителем блокадного Ленинграда», имеет ряд правительственных наград, отмечен Благодарственной грамотой Президента РФ Путина В. В. (2015 г.).

Список опубликованных научных, творческих и учебно-методических работ
Заслуженного работника культуры РФ, кандидата педагогических наук, профессора
Андрюшенкова Геннадия Ивановича

  1. Методика начального обучения игре на балалайке. Уч. пособие. РИО ЛГИК. - Л.,1974, СПб,1995.
  2. Сборник пьес для оркестра народных инструментов. Сост., ред. соч.(1). «Музыка», - Л., 1979.
  3. Формы и методы работы с самодеятельным народно-инструментальным ансамблем. Уч. пособие. РИО ЛГИК. – Л.,1983.
  4. Начальное обучение игре на балалайке. - Л., «Музыка», 1983.
  5. Статья «Основные проблемы и тенденции развития репертуара для ансамблей русских народных инструментов». //Сборник научных трудов ЛГИК, том 121. –Л.,1988. С.107-117.
  6. Роль личности руководителя в жизни детского музыкального коллектива. Уч. пособие. РИО ЛГИК. – Л.,1989.
  7. Становление и развитие методики обучения игре на балалайке. Уч. пособие. РИО ЛГИК. – Л.,1989.
  8. Страницы истории балалайки. Уч. пособие. РИО ЛГИК. - Л., 1990.
  9. Статья «Русская народно-инструментальная культура в музыкально-образовательных компьютерных программах. //Сб. материалов Международной конференции 20-21 февраля 1998 г.
  10. Сборник пьес для дуэта балалаек и ф-но. Сост., соч.(1), обр., перел. «Композитор СПб». - СПб, 2003.
  11. Ансамбль русских народных инструментов «Садко» (в соавторстве). - СПб: «Искусство России», 2004 г.
  12. Психолого-педагогические основы руководства детским народно-инструментальным коллективом. Уч. пособие. РИО СПбГАК. - СПб, 2004.
  13. Методика начального музыкального обучения в детском народно-инструментальном коллективе. Уч. пособие. РИО. СПбГАК. - СПб, 2004.
  14. Легкие пьесы западноевропейских композиторов в переложении для домры и ф-но. Сост., ред. и переложение. «Композитор СПб», СПб, 2005.
  15. Статья «Оглядываясь в прошлое, живем настоящим – исходным для будущего…» Ж. «Народник» № 1, 2005, с. 30-32.
  16. Статья «Памяти ветерана». К 100-летию со дня рождения Н. М. Селицкого посвящается. Ж. «Народник» № 1, 2005, с. 36-37.
  17. Русская классика. Сб. пьес в переложении для домры и ф-но. Сост., ред. и переложение. Муз. изд. «Нота». СПб, 2006.
  18. Концертный репертуар домриста. Сб. пьес зарубежных композиторов в переложении для домры и ф-но. Сост., исп. редакция и переложение. Изд. «Союз художников». СПб, 2007.
  19. Разработка шести Программ по специальным дисциплинам (пять в соавторстве), СПбГУКИ, 2008.
  20. Школа – самоучитель игры на балалайке. Уч.-методическое руководство. Изд. «Композитор СПб». Вып. 4. СПб, 2009.
  21. Статья «Крестьянин Антип и помещик Паскин». Ж. «Народник» № 4 (68), 2009г. – М.: «Музыка», с. 23.
  22. «Balalaika brief self – instructor» («Маленькая школа – самоучка игры на балалайке») – учебное пособие на английском и русском языках. Изд. «Композитор СПб». - СПб, 2010.
  23. Статья «К истории андреевской балалайки». Ж. «Народник» № 1 (69), 2010 г. – М.: «Музыка», с. 26.
  24. Статья «Слово об Андрееве: к 150-летию со дня рождения создателя русского народного оркестра». Ж. «Вестник СПбГУКИ» № 1 (5), 2010, с. 83.
  25. Статья «Народники отвечают на вопросы «Народника». Ж. «Народник» № 4 (72), 2010г. – М.: «Музыка», с. 6.
  26. «Детский русский народный оркестр». Монография. СПб: «Союз художников», 2011 г.
  27. «Становление и развитие методики обучения игре на струнных русских народных инструментах: гусли, домра, балалайка и гитара». Учебное пособие. - СПб: РИО СПбГУКИ, 2011 г.
  28. Статья «Русский народный оркестр создавался в «Доме на Дворцовой» («В. В. Андреев в СПбГУКИ»). «Газета СПбГУКИ» № 10 (13661), октябрь 2012 г., с. 3.
  29. «Василий Васильевич Андреев глазами его современников»: сб. очерков, статей, воспоминаний и писем. Составление, текстологическая подготовка, вступительная статья и примечания. – СПб, РИО СПбГУКИ, 2012 г., 104 с.
  30. «Не следует ждать нового Андреева». Ж. «Народник» № 1 (81), 2013 г., с. 30.
  31. «В. В. Андреев и «народность»: статья в сб. «Приношение кафедре народных инструментов». Составители и редакторы Г. И. Андрюшенков и Н. А. Кравцов. Изд. СПбГУКИ, 2013 г., с. 36-44.
  32. «Русский народно-инструментальный ансамбль». Методическое руководство для студентов музыкальных вузов и руководителей-практиков. - СПб, «Композитор СПб», 2015, 164 с.
  33. «Межнациональные отношения в вузе»: статья в «Газете СПбГИК» № 11, ноябрь 2015 г., с. 3.

Преподаваемые дисциплины:

  • Специальный инструмент;
  • Класс ансамбля;
  • История исполнительства на народных инструментах;
  • Методика обучения на струнных щипковых инструментах;
  • История оригинальной музыки для струнных щипковых инструментов.

Общий трудовой стаж: 55 лет.

Педагогический стаж: 55 лет.

Кафедра народного инструментального искусства